Главная | Русский Шарм-Эль-Шейх | в которой капитан Лисянский подводит итоги своего путешествия,и не только его

Чтобы не углубляться в эту трагическую тему, вернусь опять к самому слову.

Произошло оно от греческого |,«пояс», и изначально подразумевало под собой ограниченную каким-либо образом территорию. Собственно, этот первичный смысл и главенствует до сих пор, когда мы произносим это слово, даже добавляя к существительному иные части речи, будь то прилагательные или наречия. Это всегда, прежде всего, территория, которая находится вне контекста остального мира.
И тут я опять призову на помощь фантастику. В 1971 году наши великие соотечественники братья Аркадий и Борис Стругацкие написали повесть «Пикник на обочине», которая, будучи по какой-то неведомой случайности опубликованной в 1972 году, стала чуть ли не самой известной из их книг. Каждый из нас знает слово «сталкер», пришедшее в язык из этого текста. А та мысль, что посещение пришельцами некоей территории и оставленные ими артефакты есть всего лишь некий пикник на обочине космической дороги, точно так же будоражит сознание, как черные дыры или теория струн.
Ho меня больше всего интересует сама метафора зоны в том виде, в каком она создана в тексте. И не потому, что в 1986 году, после взрыва на Чернобыльской АЭС, человечество столкнулось с прямым переносом реальности литературной в ту, которая именуется просто средой обитания.
«Стекла в наших окнах толстые, свинцовые, а за стеклами — Зонаматушка, вот она, рукой подать, вся как на ладони с тринадцатого этажа...
Так вот посмотришь на нее — земля как земля. Солнце на нее как на всю остальную землю светит, и ничего вроде бы на ней не изменилось, все вроде бы как тринадцать лет назад... Желтая порода конусами, кауперы на солнышке отсвечивают, рельсы, рельсы, рельсы, на рельсах паровозик с платформами... Индустриальный пейзаж, одним словом. Только людей нет. Ни живых, ни мертвых...»
Что называется, апокалипсический пейзаж. Вообще, говорить о семиотике этого текста Стругацких можно так же долго, как о теории относительности, он действительно многозначен, недаром тот же Тарковский, снимая свой фильм, сделал из повести философскую притчу о поисках смысла жизни. Я не культуролог, да и философия для меня есть всего лишь некое методологическое обоснование отдельно взятой жизни.
Ho главное, что надо понять, говоря о «Зоне-матушке»,так это то, что это экспериментальный полигон, который появился на свет Божий благодаря какому-то незапланированному вмешательству извне.
И вот тут сразу напрашивается довольно черный вывод — не является ли таким полигоном сама наша страна? С ее уникальностью, якобы мессианством, но и на самом деле каким-то особым, неповторимым местом на карте земного шара.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
11 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Одноместная гребная B 190
Одноместная гребная B 190

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии