Главная | История одного подводника

Этот приказ решил мою судьбу

Этот приказ решил мою судьбу. Я понял, наконец, что служба на подводной лодке почётна только в газетах, журналах, на телевидении, а на деле - это рабский труд - неблагодарная корабельная подводная служба. Полгода проводишь в море, в базе пашешь как вол с 6:00 до 22:00, а звания в срок не получаешь, и все отпуска только зимой - ноябрь, декабрь, январь, февраль, семьи не видишь даже в лучшие дни, когда ПЛ находится в базе, а в очень редкие дни приходишь домой к 21-22 часам, когда сын уже спит; приходишь, чтобы утром в 6:00 встать и к 7:00 быть на ПЛ, на почётной подводной службе. А это испрашивание у старпома: «Прошу разрешения идти домой!» после 20:00, когда отработал уже 12 часов!!!, а тот еще поизмывается минут 5, что у вас в БЧ-5 не всё в порядке, напомнит, что надо общественное ставить выше личного, о том, что надо стойко переносить тяготы военной службы... Сущее издевательство над личностью. Не каждый это может вынести, вытерпеть, выдержать.

На ПЛ идут служить почему? Рассуждения примерно такие: в 22 года окончил училище лейтенантом, в 23 получил очередное воинское звание (старший лейтенант), в 25 капитан-лейтенанта, в 28 капитан 3 ранга и открыт путь в академию. После академии в худшем случае штаб соединения ПЛПЛ и должность капитана
1 ранга. Всё это было в идеальном варианте, и если у тебя нет никаких зацепок в биографии. В жизни как, например, у меня всё складывалось не так, как мечталось. После «награждения» меня взысканием за столкновение, дверь в академию передо мной была закрыта; только до 32 лет можно было на что-то рассчитывать, от тех, кому за 32 - документы на поступление не принимали. Это командному составу разрешалось поступать в академию до 35 лет.
2
Постановка ПЛ в завод всё откладывалась; прошел 1 квартал, ПЛ должна была уже 3 месяца стоять в Росте, отложили приход на начало апреля, но и в апреле ПЛ оставалась в соединении. Питания электроэнергией не было, АБ уже не обеспечивала суточную жизнедеятельность экипажа без подзарядок, на проворачивание механизмов в электрическую запускали свой дизель-генератор, слава Богу, что нагрузку в 2000 А при 230 В он продолжал держать! Тоска ужасная, безысходность, положительных эмоций никаких, прав никаких, одни обязанности.

С женой уже было обговорено, что надо уходить с ПЛ, как только получу звание «капитан 2 ранга», тем более, что срок истекал через 2 месяца. Ни командир ПЛ, ни флагмех не возражали против этого. Как-то вечером в середине апреля ко мне в гости зашёл Валентин Филатов, капитан 2 ранга, командир БЧ-5 ПЛ «К-58». Был он в Росте в ТУСФ и зашел в бригаду ОБРПЛ (отдельная бригада ремонтирующихся ПЛ), которой командовал капитан 1 ранга Вассер Г.А. В то время в ремонте уже были ПЛПЛ нашего проекта: 156, 24. Комбриг предложил Филатову идти служить к нему, но Валентин уже долго служил на КСФ и мечтал перебраться куда-нибудь южнее, да и вообще покончить с подводным флотом, но пообещал найти кандидатуру на должность помощника флагманского механика по электрочасти из командиров БЧ-5 нашего проекта. С этим он в тот вечер и пришёл ко мне. Должность по званию была там «капитан 3 ранга», поэтому я предложил такой вариант: получаю звание и перехожу к Вассеру. Моя фамилия Вассеру ни о чём не говорила, хотя Анатолий представил меня в лучшем виде (не как Романов в своем дневнике). До прибытия ПЛ в Росту оставалось 10 дней, и Вассер пожелал лично со мной увидеться и переговорить.

3 мая, когда вся страна справляла праздники Первомая, получили приказание на переход на завод. За апрель привык к дому, почти каждый вечер был с семьей. Ходили с женой и сыном в сопки, благо погода позволяла это делать. Переход в Росту все эти прелести прерывал, а из Росты командиру ЭМБЧ светило посещение семьи на 2 дня в течение 2-х недель. Ошвартовались у причала завода, подумалось, что нас должны были встречать, но тишина., все продолжали отдыхать. Но швартовые концы приняли, подали трап, всё это организовал дежурный по 48 ОБРПЛ (отдельная бригада ремонтируемых подводных лодок). А нам, в первую очередь, необходимо было дать питание с берега, пар, так как команда продолжала жить в прочном корпусе. Командир убыл к ОД (оперативный дежурный) бригады, доложил, что прибыли без замечаний в штаб эскадры, узнал, что нам на ПКЗ выделены каюты для офицеров и кубрики для личного состава, но прежде, чем въехать туда, надо было произвести ремонт.
4
Сразу же после праздников меня вызвали к флагмеху бригады капитану 2 ранга Краюшкину Г.Д., там же в каюте был командир бригады капитан 1 ранга Вассер Г.А. Беседа была недолгой. Мне была предложена должность помощника Ф-5 по электрочасти, квартира в доме, где находилось кафе «Якорь», отпуск в середине августа в санаторий КСФ г. Хосты под г. Сочи с семейной путёвкой (начальником госпиталя был бывший флагманский врач бригады). Мои доводы о получении звания были отметены, в конце мая выпускники академии получали назначения и любой, ранее служивший на ПЛ, согласился бы служить в пригороде Мурманска. Я попросил сутки на размышления и советы с женой. Через пару часов я уже ехал в Видяево. Только я раскрыл рот о предложении перевода, жена сказала: «Да». Не надо никаких званий, ни академий, пора жить так, как живут все нормальные люди. Быть вместе. Она начала паковать вещи, а я поехал оглашать свое согласие. Уже через неделю приказ о моём переводе был подписан Командующим КСФ. Вассер имел хорошие связи в отделе кадров, и провернул всё настолько быстро, что привел в шок командование ПЛ. Но приказ начальника - закон для подчиненного! Я передал дела командиру моторной группы Кушниру и перешёл служить в штаб!

С 1960 по 1970 гг. я прослужил на трёх типах ПЛПЛ. ПЛ 613 проекта - торпедная. ПЛ 611АВ проекта - лодка с баллистическими ракетами, ПЛ 651 проекта - лодка с крылатыми ракетами по наземным и морским целям.

Ни ОДНОГО дня я не пожалел, что ушел с должности капитана 2 ранга на должность капитана 3 ранга, с большего оклада на меньший, но зато приобрёл свободное личное время и возможность каждый вечер быть дома, за исключением дней, когда был в море на ходовых заводских испытаниях отремонтированных ПЛПЛ.

В разные годы в БЧ-5 служили:
Мотористы: Егоров, Крат, Кухарчук, Дементьев, Снегирев, Обыденнов, Бахирев, Артемьев, Колесов, Черевань, Шиповский, Секлетин, Бесков, Кучкин, Петренко, Коробков.

Электрики: Кожадей, Гусев, Иванов, Голиков, Бурыкин, Остапенко, Секретов, Делианиди, Печененко, Менжул, Диденко, Литровенко, Беркут, Морковин, Мордвинов, Никонов.

Трюмными: Чебичев, Катуша, Коваленко, Никульшин, Терновский, Амиров, Анисимов, Колупаев, Кузнецов, Федоров, Щербаков, Дмитриенко, Пышнов, Кравченко, Овчаренко, Берзиньш.

Выражаю всем, кого помню, благодарность, что честно, самоотверженно, не жалея себя, служили Родине. Моряки - и старшины и матросы - были самыми лучшими в дивизии, с любым из них можно было идти в разведку. Никогда меня не подводили, никогда не закладывали. Коллектив был сплоченным: один за всех и все за одного. Спасибо вам, мои дорогие ребята! Честь вам и хвала! И здоровья!

Экипаж ПЛ «К-85» - 1962 г. призыва, на лодке с 1963 по 1966 г. Капитан 3 ранга Шипенко - замполит.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
16 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Чайка "Гигант"

Случайное фото

Удэгейцы