Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев | Охота - основа традиционного образа жизни

Лабаз - это помост

Лабаз - это помост, устанавливающийся высоко на дереве, которое расположено, чаще всего, на естественных или искусственных солонцах или в местах подкорма. «Охотник залазит на верх дерева, располагается на помосте и целую ночь караулит зверя. Может задремать, но спит очень чутко. Услышал, что зверь подошел, глянул - выстрелил. Слез, разделал и спит дальше».

Соболевание как особо значимый и в настоящее время жизненно важный для удэгейцев способ промысла появился относительно недавно.

До этого охота на соболя носила эпизодический характер, а более ценным у удэгейцев считался мех росомахи. Мех случайно убитого соболя шел на рукавицы, головные уборы или для наушников. За короткий промежуток времени соболиная охота приобрела товарное значение и стала одной из главных статей дохода удэгейцев. Этот процесс был связан с активными контактами с русскими, китайцами и маньчжурами с конца XIX века, у которых мех соболя пользовался большим спросом.

До начала XX века шкурки соболя служили средством обмена: «меха меняли на товары первой необходимости, такие как железные котлы, ножи, топоры, порох, фитильные ружья, свинец; на продовольствие - муку, рис, чумизу, бобовые, масло; на предметы роскоши - шелковые ткани, фарфоровую посуду, серьги, браслеты, медные украшения, используемые в традиционном костюме; на наркотические вещества - спирт, табак. Только с 1910-го года аборигенное население начинает продавать соболей и другой товар охотничьего промысла за наличные деньги».

Охота на пушных зверей отличалась многообразием видов и форм промысловых орудий: ловушек, самострелов, лука и стрел. В зависимости от назначения стрелы имели разные наконечники. Например, для добычи белок использовались деревянные стрелы с утолщенным наконечником зангта, а с малым кованым наконечником - для соболя. Чаще всего зверя выслеживали по следу, способ так называемого гона. Загнав соболя под пень, ловили его при помощи специального рукавчика. Удэгейцы эту сеть-рукавчик называли нюхе адили. Это был самый распространенный прием соболиного лова. Вот как рассказывают об этом способе современные охотники: «Гоном, это вот так: утром встаешь рано, видишь утренний след, вот ты его и выслеживаешь. Стал на него и идешь. Можешь пройти и через полчаса уже загнать его: он залезет под пень или в нору, там уже его достанешь.
А можешь целый день за ним ходить-ходить - и все бесполезно. Всякое бывает. Тут еще вот что важно. У охотника голова работает как?Вот он бегал целую ночь, пасся, значит, утром должен где-нибудь лечь. И начинаешь его тропить. Вот поэтому бывает, ты его быстро загоняешь. А бывает такой соболь, какой днем пасется, такой след возьмешь и будешь целый день за ним ходить и не найдешь» Еще один способ добычи соболя - это ловушки различных типов, в зависимости от материала, из которого их изготавливали, времени промысла, особенностей ландшафта и мест обитания зверя. Можно выделить следующие виды ловушек: ловушка хука - петля с гибким прутом - использовалась с середины ноября до конца февраля - начала марта. Сейчас их заменяют нулевые капканы или капкан № 1; четыре вида ловушек с давящим устройством - дуи, кафали (или нани), ланги и хадана. Они использовались только в бесснежное время. Ловушки эффективно выполняли свои функции в зависимости от места, где они устанавливались: ланги - по первому снегу, в дупле, в тех местах, где обычно появлялись следы соболя; кафали, или нани, ставилась на соболиной или колонковой тропе; ловушка дуи сооружалась на валежнике; а ловушка хадана была одноразового использования и ставилась она в том случае, если охотник вечером загонял соболя под дерево с полой сердцевиной и ему нужно было его быстро достать до наступления темноты. С появлением капканов ловушки постепенно начали исчезать, и на сегодняшний день это очень редкое явление, в основном, как говорят охотники, «вызвано недостаточным количеством капканов, а с введением нового закона, запрещающего старые формы капканов, мы все перейдем на старые ловушки, потому что те, что по закону, их негде купить». Хотя некоторые охотники продолжают древнюю традицию, «но это оправдано только тогда, когда работаешь на себя, а не стремишься заработать больше, чтобы прокормить семью, а тебе еще детей растить» Помимо охоты на крупных животных и пушного зверя, удэгейцы охотились на птиц, но этот вид охоты не имел широкого распространения. А так как эта работа была трудоемка и малопродуктивна, то ей занимались чаще всего подростки, которые развивали свои навыки будущих охотников, а также старики, не способные уже ходить на крупного зверя. Добывали в основном боровую дичь - рябчика, глухаря, водоплавающую крякву, чирка, гуся и др.. Во времена госпромхозов добыча боровой дичи велась охотниками для выполнения плана. Сейчас охота на птиц (обычно на рябчиков) имеет подсобное значение: она малодоходна и проводится только для нужд семьи.
Снаряжение охотника имело свою специфику в зависимости от назначения. Лук беи и стрелы тада применялись для охоты на крупных копытных и мелких пушных животных. Они изготавливались из различных материалов (дерево, кость, железо), различались по форме и длине лезвия. Деревянные стрелы с утолщенным наконечником зангта применялись для охоты на белку, стрелы с большим железным наконечником - для добычи крупных животных, с малым наконечником - для соболя; стрелы с костяным наконечником назывались у некоторых групп диома тада, их вытачивали из лучевых костей передних ног кабарги или кабана. Хранилось снаряжение в специальных колчанах за- кпу, которые изготавливались из кожи изюбра или коры березы, стрелы хранились острием вниз. Существовало несколько видов копий гида, в соответствии с назначением они делились на большие или маленькие. Черенки копья имели длину от 1,5 до 3-х метров. Копьем с коротким черенком добывали крупного зверя, преимущественно медведя, а копьем с длинным черенком убивали только копытных животных. Такое снаряжение использовалось почти до конца XIX века, пока на смену копью и луку не пришло огнестрельное оружие.
Охотничьи обычаи коренных народов играли значительную роль в сохранении и сберегающем использовании ресурсов тайги. Исследователи отмечают различия в природопользовании между удэгейцами и китайцами. Еще В. К. Арсеньев писал, что китайские ловушки хищническим образом уничтожали большое количество животных. Заброшенные лудевы (ямы для отлова животных) не уничтожались, и в них продолжали гибнуть животные. Лудевы располагались на протяжении 20-25 верст таким образом, что на каждую версту приходилось по 10 ям. «Около фанз лудевных валяются кости оленей в большом числе и малые, и большие. Очевидно хищники не щадят ни маток, ни телят... Невольно поражаешься количеству зверей, которые уничтожаются без времени, системы и сроков этими ловушками». Такое отношение к ресурсам было вызвано тем, что китайцы временно находились в Приморском крае, который они воспринимали как сырьевой придаток.
Постепенно способы ведения охотничьего промысла подвергались трансформации. Появление огнестрельного оружия явилось толчком к изменению охотничьих норм отлова, появлению новых способов добычи.
В. К. Арсеньев отмечал, что уже в начале XX века способ охоты на изюбрей, оленей, медведей «с рогатиной (копьем) и ножом с появлением скорострельных ружей вывелся совершенно».

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
2 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
B-260N Надувная лодка Bark гребная двухместная
B-260N Надувная лодка Bark гребная двухместная

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии