Главная | История одного подводника | Вторая автономка

Мне вспоминается 1 съезд Советов России

Депутат Оболенский, который наверное знал, что такое корабельная служба, при рассмотрении закона о пенсиях военнослужащим, который в свою очередь проталкивал маршал СССР Ахромеев, задал ему вопрос, а учитывается ли в законе, где и как служил офицер, был ли он на ПЛ или сидел в институте и протирал штаны, или «служил» в ВП, или был в каком-то теплом месте в большом городе? И маршал ответил: «Учитывается!» Врал маршал, если говорить более мягко - давал необъективную информацию. Пример: офицер-подводник получает оклад по должности, оклад по воинскому званию и за выслугу лет в офицерских должностях. Эти же деньги получает любой офицер из ВС СССР. Хотя у офицера с ПЛ, как правило, ненормированный рабочий день, матчасть, подчиненные. Но к тому же он получает 20% от оклада - подводные (гробовые), морские - 30% от оклада, северные (служба за полярным кругом) - 50%. И если офицер прослужил на флоте с момента выпуска из училища до увольнения в запас, и написал книгу «20 лет на носовой надстройке - командиром швартовой команды», то, уходя в запас, он получает пенсию без учета подводных, морских, северных. Разве это справедливо? Почему этот вопрос никто не решает? У законодателей, наверное, нет сыновей-подводников. Как в анекдоте: «Может ли сын генерала стать маршалом?» - «Нельзя! У маршала есть свои дети». И получает подводник пенсию, такую же, как и остальные офицеры, а порой еще меньше, так как чаще всего уходит в запас с низшей должности и звания, чем, например, однокашник, который в училище вырос от капитан-лейтенанта до капитана
1 ранга, или военпреда с 3-дневной рабочей неделей! К тому же у военпреда без подчиненных оклад выше, чем у командира БЧ-5 дизельной ПЛ, у которого 30 подчиненных и все вокруг железное, и все вокруг мое, а у заместителя командира соединения ПЛПЛ по ЭМЧ оклад ниже, чем у начальника военного представительства с 30-ю подчиненными. Главное управление кораблестроения хорошо поработало, доказало всем, что офицер ВП заслуживает такие деньги, ему надо платить больше, чем корабельному офицеру-мученику. Заслуга эта принадлежит начальнику ГУКа адмиралу Котову, наше командование флотами не могло добиться приличной зарплаты для офицеров, проводящих на кораблях свои лучшие годы при ненормированном рабочем дне.

Наступил август и остались считанные дни до отдачи швартовых на долгие три месяца. Команда была полностью укомплектована, знали мы уже и приписной состав, кто пойдет с нами в автономку. Подали заверенные списки в штаб и оперативному дежурному. И вдруг - замена одного матроса (не из БЧ-5). Оказывается, он стоял на верхней вахте и спокойно ходил по палубе. А по палубе нужно ходить осторожно, желательно не отвлекаться на посторонние мысли, не думать о девушке, не мечтать о гражданке. Но матрос о чем-то замечтался, и упал в кормовой газоот-бойник 3-го контейнера. С автоматом АК ничего не произошло, а вот сам он получил сотрясение мозга, лег в госпиталь, и списки выходящих в море пришлось менять. Случай, кажется, обыденный, с кем не бывает? Но он мне врезался в память.

Утром на подъеме военно-морского флага старпом капитан 2 ранга Куркин В.И. объявил перед строем о несчастном случае с матросом, обозвал его ротозеем и стал показывать экипажу, как надо ходить по верхней палубе, чтобы не повторилась такая же ситуация. Нельзя засматриваться по сторонам, нельзя попусту отвлекаться от выполнения обязанностей часового. Делал он это юморно, картинно для всех, оставаясь очень серьезным и собранным, как это казалось ему. Так, незаметно подошел к газоотбойнику и загремел в него. Команда грохнула и залилась смехом. Каково же было наше удивление, когда он выбрался из него, как ни в чем не бывало! Потер голову рукой и произнес: «Почему смеетесь?» Старпом, оказывается, выполнял показное мероприятие! Ничего у него после этого не болело, да и чему было болеть? В отсеках он часто бился балдой о клапана, выступы, приводы. Потрет это место ладонью, скажет: «Е... ныть», - и все прошло. Звали его в экипаже негласно БАЛБЕСОМ, а когда он шел в обход в нос или корму, всегда шла предупредительная команда по телефону: «Балбес!» Морякам было понятно, что старпом пошел проверять порядок.

Позже один матрос привез из отпуска магнитофонную аудиопленку, где была записана песня о балбесе, и ее крутили многократно на малой и большой приборках, по заявкам и без. Всех это веселило, а старпом недоумевал, чем может нравиться эта безыдейная песня?! Припев, по-моему, был такой:


«Но что за странный бес?
Зачем балбес
В мою судьбу зачем-то влез?
Висит луна вниз головой,
Ах, елки-палки лес густой».

Так продолжалось долгое время, пока старпом не ушел в штаб дивизии командовать РЭПом (радиоэлектронное противодействие). Понимал ли он в этом хоть что-то? Вот вопрос. А слухи долго ходили по ПЛ, что на ней служил старпом, у которого была необычная голова - просто кость! И стихи о нем ходили подходящие:

«Флоту сына мордва подарила,
Подсунула кота в мешке
И назвала его Дурила
За вакуум в башке...

Видно делали второпях,
Но силу в мышцы влили
А вот в голову впопыхах
Мозги не положили».

А вот в эту историю со старпомом мало кто поверит, но все, что я расскажу ниже, - сущая правда.

Вестовые в офицерскую кают-компанию по штату не числились, поэтому они назначались на неделю, на месяц в зависимости от режима и условий плавания. Естественно, они назначались, когда ПЛ была в походе, специально подготовленных для этого матросов не было. В базе экипаж питался в столовой береговой базы, где раньше были симпатичные официантки.

Старпом в море всегда питался в первую очередь, любил, когда ему первое подавали с мясом и мослом (ударение на второе «о»). Мосол - это кость с мясом. Всегда хвалил вестовых, когда ему угождали. Ел он очень быстро, кто-то хлебнет пару ложек первого, а старпом уже запивает обед компотом.

Вестовым стоял матрос Иванов - электрик, в последствии старшина 1 статьи, командир 2 отсека. К старпому проявлял наигранную чуткость, галантность. Куркину это очень нравилось, он обожал подхалимаж. Так вот, Иванов заранее предупредил кока, чтобы он для офицерской кают-компании приготовил хороший блестящий мосол, специально приготовленный, в меру недоваренный, чтобы мясо и хрящ от него невозможно было отсоединить не только зубами, но и ножом. И этот мосол Иванов положил в тарелку старпома. Старпом пришел в восторг от увиденного. И этот восторг был услышан всеми, кто был в кают-компании. Поурчав над мослом, старпом передал тарелку вестовому. Иванов, взяв тарелку, мосол в помойное ведро не выбросил. Осторожно завернул его в полотенце и отложил на лучшие времена. На следующий день, подавая старпому суп, он опять положил в тарелку тот же мосол. Опять был восторг, опять старпом с удовольствием обгладывал мосол, высасывал из кости мозг, ковырял его вилкой и ножом и был очень доволен этим, ничего не заподозрив. На третий день представление повторилось, но в этот раз старпом обратил внимание, что кость очень знакомая. Не успел он промолвить свое любимое: «Еб... ть», как вся кают-компания взорвалась смехом. Все офицеры знали об этом и внимательно следили за реакцией старпома. Кто-то первый не выдержал и грохнул от смеха. А старпом невозмутимо съел второе, компот, вышел из кают-компании, так и не поняв, над кем и почему смеялись офицеры.

Вот и подошло 5 августа 1967 года. Выходных у меня так и не было, все это время прошло в заботах и работах, чтобы, не дай Бог, что-то позабыть, достать дефицитный ЗИП, не забыть на всякий случай чековое требование на ГСМ, записи с мыслями об использовании матчасти.

ПЛ провожают в поход уже не так торжественно, как это было в 1966 году. У начальников, наверное, неверие в положительное завершение автономки. Но экипаж готов, моряки идут в море с большой охотой, так как после этого можно съездить отдохнуть в дом отдыха, в санаторий или же 24 дня могут приплюсовать к отпуску, чтобы навестить родителей, родные края. Отходим от причала, и вперед к Фарерским островам. Техника работает исправно, постепенно налаживается флотский ритм жизни. Все, даже инженеры-механики, несут вахту в 3 смены: я, командир моторной группы Кушнир и помощник флагманского специалиста Ф-5 по живучести капитан 3 ранга Романов М. Но нагрузка на командира БЧ-5 особая: все всплытия, погружения по боевой тревоге. Поспать 4 часа подряд никогда не удается, ведь через каждые 4 часа принимаем радио, и каждый раз подвсплытие под перископ по боевой тревоге. На ночь, примерно в 23:00 - 23:30, всплытие на подзарядку АБ (аккумуляторных батарей). Командир указывает скорость движения ПЛ, и я, сообразуясь с этим, устанавливаю режим работы энергетической установки. На зарядку АБ много мощности не надо, батарея новая, емкостью по 30000 ампер-часов каждая, за день в подводном положении расходуем суммарно 25000-30000 аЬ, т.е. по 6-7,5 тысяч аЬ с группы. Зарядку начинаем током 1 ступени, а это 1700 х 4 = 6800 А, плюс 1000 А на вспомогательные механизмы, значит общая нагрузка 7800 А. Если задан ход 12 узлов, значит работают бортовые дизели на винт-зарядку. Если ход задан в 6 узлов, значит бортовой дизель работает чисто на генератор, а ГГЭДом (Главным гребным электродвигателем) другого борта можно дать или малый или средний ход.

У любого командира БЧ-5 это на автомате, мгновенно решаешь, что будет работать, чтоб поберечь и матчасть, и личный состав, и запасы топлива, и чтоб дизель работал не на максимальной нагрузке. Зарядка током 1 ступени длится час-полтора, переходим на 2 ступень по 500Ах4, значит бортовой можно остановить, пустить средний и идти на одном или двух линиях валов под ГГЭД. Установив такой режим, я передаю вахту М. Романову, а сам иду спать. Сон у механика чуткий. Если вдруг просыпаешься - и тишина, то это беспокоит. Лучше, когда все гремит, работает система вентиляции, другие механизмы, значит жизнь на ПЛ идет!
По любому поводу тебя могут разбудить, уточнить что-то, спросить. Особенно донимал меня в этом старпом. Растолкает меня среди глубокого сна и спросит, почему у вас матрос Иванов несет вахту в одном носке. Не понимал он никогда, что главное на данном этапе, форма одежды или моральное состояние экипажа. Зная мелочность старпома, некоторые матросы специально одевались, как клоуны, отвечали на его вопросы вопросами. А вопросы были дежурными: «Вы почему сидите?», «Вы почему стоите?», «Вы почему ковыряетесь?» или «Прекратите сейчас же сидеть, стоять, ковыряться».

А ведь в системе марксистско-ленинской подготовки он был отличником политической подготовки, но не мог на практике понять, что марксизм - не догма. А нас ведь учили о ленинском главном звене, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь. Он считал, что в автономном плавании главное звено - это шнурки матроса Иванова. Потому что разбудит меня в очередной раз старпом и спросит, почему нет шнурков в ботинках у матроса Коробкова? Ну что ему ответить? Ласково посылал его туда, как это обычно делается на флоте. Он жаловался на меня командиру, заму по политчасти, но я никогда не помнил, чтобы старпом входил в каюту, потому что устал и крепко спал, и мне все сходило. Он продолжал вредить как только мог, но по мелочам, крепко меня обидеть не давал командир. Чтоб прекратить все его злодеяния, когда он без стука врывался среди ночи в мою каюту, я ему показал презерватив, заполненный водой, куда я его повешу и как он будет протыкаться, чтоб литр воды вылился за шиворот старпому. Подействовало! Старпом стучался и просил разрешения войти в каюту. Кстати, командир ПЛ Склянин НИКОГДА не входил в каюту без стука, чувствовался интеллект! А старпому нужно было служить не на ПЛ, а на границе, в таможне: у него был нюх, он мог найти спрятанную бутылку водки где угодно (наркотиков в то время не потребляли, а то бы он нашел и их) и был бы лучше любой сыскной собаки. В его действиях присутствовал элемент беспардонности, чувства уважения к подчиненным он не испытывал, поэтому без стеснения мог залезть во всякие сокроментальные места, куда этикетом было заглядывать просто не прилично. Уж очень любил покопаться в «грязном белье».

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
2 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Резиновая лодка Лисичанка "Катран"
Резиновая лодка Лисичанка "Катран"

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии