Главная | Лучшие годы нашей жизни | Котинро - 1973-1980 гг.

На следующее утро пилили бензопилой «Дружба» 80-сантиметровый лед.

Проделали восемь лунок и поставили сеть. Через ночь ее проверили. Она была вся утыкана двухгодовиками гольца. Молодь нерки отсутствовала.
Понял, что это не оз. Этамынк, а оз. Ульяновское, расположенное рядом, где нерка не нерестится. Если бы у нас имелась карта, то такой ошибки мы бы не совершили.
Оперативно собравшись, поехали искать оз. Этамынк. В конце дня выехали на край плато, где внизу уже точно находилось это озеро. Но никакого спуска с нашей стороны к нему не существовало. Подход к озеру был возможен только с другой стороны. Поняли, что мартовская поездка не удалась.
Заночевали в отрогах вулкана Дикий Гребень. Началась пурга, но в палатке от печки было тепло. Пили горячий сладкий чай. Степень комфорта находилась на пределе всех мечтаний. Ночью началось сильное землетрясение. В конце-концов уснули и проснулись на следующее утро. На улице светило солнце.
С нашей помощью на перевал собаки затащили пустую нарту. Потом мы два раза спускались за грузом. Поздно вечером добрались до пункта. Электрический свет не горел. Берегли топливо. Жили при керосиновых лампах.
В поездке я потерял темные очки и получил ожог глаз. Двое суток зрение было «не в резкости». Маргарита Федоровна начала ругаться, когда ей рассказали подробности поездки, а мне казалось, что она улыбается.
Вспоминается забавный случай, когда в конце марта - начале апреля, в солнечные дни М. Ф. после обеда раздевалась и в открытом купальнике ходила на лыжах за 1-2 километра от пункта загорать. Однажды неожиданно пошел снег, и очень смешно выглядело, как М. Ф. бежала на лыжах в купальнике в пургу к дому. На Камчатке, в районе Петропавловска, я видел весной много таких лыжников, бегущих в купальных костюмах под неожиданно налетевшим снегом.
Через несколько суток мы с Александром поехали на собаках в Озерную, откуда на рейсовом самолете я улетел в Петропавловск.
К сожалению, как я считал в молодости, наша экспедиция на оз. Этамынк была неудачной, т. к. без карты вместо него мы обследовали оз. Ульяновское. Сейчас же, много лет спустя, считаю эту экспедицию вполне успешной, т. к. свершилась первая попытка изучения ихтиофауны оз. Ульяновского. Больше там после нас никто таких попыток не предпринимал.
***
В июне 1974 г., до начала авиаучетов, я вновь попал на оз. Курильское. Вместе со студентами-практикантами
А. Ф. Толстяком (Дальневосточный ГУ) и В. Н. Точилиным (Томский ГУ) ходил на оз. Этамынк. Ставной мальковой сетью поймали там молодь нерки. Эти сборы дополнил молодью, добытой через день в оз. Курильском.
С середины июля и по конец августа летал с А. Г. Остроумовым по всей Камчатке и Корякскому нагорью - от мыса Лопатки до мыса Олюторского. Побывал во многих населенных пунктах области и, самое главное, увидел многообразие и характер рек и озер этого региона нашей страны.
В начале сентября 1974 г., вместе с новым рабочим Озерновского пункта Анатолием Валентиновичем Кузюриным посетил оз. Этамынк и поймал там производителей нерки. Появился оригинальный реперный материал из оз. Этамынк, который позволил довести мою дипломную работу до первой научной статьи, опубликованной в 1976 г. в одном их изданий ТИНРО.
***
В августе 1974 г., во время авиаучетов, А. Г. Остроумов высадил меня на одну ночь на Ушковском рыбоводном заводе. Вертолет Ми-4 ночевал в Козыревске. Я ещё раз встретился с супругами Исаевыми. С тех пор у меня осталась фотография Любови Ивановны и Ильи Ивановича. Больше с ними никогда не виделся, т. к. в 1975 г. по достижении пенсионного возраста они уехали «на материк».
Следующим директором Ушковского рыбоводного завода стал Игорь Васильевич Котов. Куратор завода Г. Н. Рассохина сразу невзлюбила его. Вероятно, она привыкла к Исаевым и ревновала.
С Игорем Васильевичем у меня сразу же сложились хорошие отношения. В 1976-1978 гг., проезжая по р. Камчатке мимо Ушковского ЛРЗ, я всегда останавливался у него на ночевку.