Главная | История одного подводника | Вторая автономка

Но продолжу рассуждения о загрузке офицеров БЧ-5

На дизельной ПЛ два офицера БЧ-5: командир БЧ-5 и командир моторной группы. Нагрузка в автономном плавании большая. Во-первых, вахта механиков три раза по четыре часа, получается уже 12 часов в сутки. В оставшиеся 12 часов надо организовать в БЧ (боевой части) БП (боевую подготовку), ПП (политическую подготовку), спецподготовку, уход за матчастью, ППО (планово-предупредительное обслуживание) и ППР (плановопредупредительный ремонт), восстановление работоспособности механизма, системы, если они выходят из строя в море. В таком же положении, правда, и штурмана, связь и акустика, но им непомерно легче справляться с матчастью, так как существует блочная замена. Вахтенные офицеры несут трехсменку и, естественно, у них больше свободного времени. О правах человека тогда никто не говорил, хотя ежу понятно, что рабочий день у корабельного офицера в море доходит до 18-20 часов. КЗОТ на ВМФ не распространялся, а медики этот вопрос обходили стороной, так надо было КПСС, Советскому правительству и народу. Мой родственник - капитан ледокола, говорил мне, что в гражданском флоте велся табель, учет переработок, плата за переработку была выше, чем за 8-часовую работу, поэтому моряк дальнего плавания получал зарплату больше, чем офицер-подводник. В 1968 году нам в штат ввели командиров электротехнических групп, но ненадолго.

Служба офицеров на надводных кораблях мало чем отличается от службы на ПЛ. Если вдуматься в статью 536 КУ ВМФ (Корабельного устава ВМФ) о том, что норма схода офицеров и мичманов не должна превышать две трети общего числа офицеров и мичманов, получается, что 10 суток в месяц (это уж обязательно) офицер в семью не идет. Это 240 часов в месяц. В остальные дни рабочий день с 7:00, минимум до 19:00, т.е. по 12 часов - это еще 240 часов (20 суток). Но из этих 20 суток офицер как минимум 5 раз несет службу нарядов или стоит на вахте, круглосуточно, 5раз по 12 часов - это еще 60 часов в месяц. В итоге получается, что в месяц офицер (если корабль не в море!) находится 500 часов или 21 сутки. Баланс рабочего времени в месяц, например, у ИТР гражданского предприятия составляет в среднем 175 часов. 175 или 500 - разве эти числа можно поставить рядом!? Так вот в военной приемке офицер работает 175 часов в месяц, разве это не курорт для офицера?
Уже после увольнения из рядов ВМФ, я стал работать на ТЭЦ Министерства энергетики. Бригады ремонтников возглавлялись мастерами - инженернотехническими работниками. В составе бригады было иногда 3-4 человека, но самое большое 7 человек. Притом мастер отвечает только за производственные вопросы, не занимается воспитательской работой, его не наказывают, если его рабочий попал в вытрезвитель, с кем-то скандалил и имел место привод в милицию. Не все гладко конечно и у ИТР. Проблема достать, вовремя отремонтировать железо иногда из ничего, срочно устранить замечание, когда твоя бригада уже моется в душе после напряженного рабочего дня, назначить на работу в субботние и воскресные дни и многое другое. Но ,главное, мастер знает, что после работы он будет дома, будет в семье 30 раз в месяц, состоящий из 30 дней, и 31 раз, если в месяце 31 день.

На дизельной ПЛ два офицера БЧ-5: 30 подчиненных, все железное на ПЛ - это заведование этих двух горемык. Офицер отвечает за боевую готовность БЧ-5 и успешное выполнение поставленных перед кораблем задач (возят ведь все остальные БЧБЧ (боевые части) по морям именно ЭМБЧ (электромеханическая боевая часть)), боевую и политическую подготовку, воспитание, политико-моральное состояние и воинскую дисциплину личного состава, за исправное состояние всего железного на ПЛ, правильную его эксплуатацию. Борьба за живучесть ПЛ, легководолазная подготовка, подготовка офицеров других боевых частей по устройству ПЛ, теории корабля
- все это опять за офицерами ЭМБЧ.

Если положить на весы обязанности ИТРа - мастера и офицера БЧ-5 - то груз ответственности гражданского человека будет почти невесом!

А документация? Сколько журналов, книжек «Боевой номер», тетрадей старшин, а в них планов занятий по спецподготовке, по ремонтной подготовке, тренировок по специальности, по борьбе за живучесть, журналы боевой подготовки., плюс повседневная работа: заявки, акты на списание, заполнение паспортов и формуляров, характеристики на увольняемых в запас, оформление военных билетов годности моряка в военное время и многое другое. А форма одежды моряков? Хорошо служить в Западной Лице, где нет увольнения у личного состава, а пришла ПЛ в Росту, и моряков потянуло в город. А если матрос попался в комендатуру пьяным или не отдал честь патрулю? Вспоминать не хочется! Но от этого зависел путь к званиям, должностям.

Но не у всех офицеров одинаково трудна служба. Только перед КОРАБЕЛЬНЫМ ОФИЦЕРОМ можно снять шапку, только он переносит тяготы военной службы, о которых так много говорится в уставах. Порой захватывает дух, как это они все это переносят, терпят, выдюживают? И что они, в конечном счете, имеют?

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Надувная резиновая лодка «Лисичанка» - ЯЗЬ
Надувная резиновая лодка «Лисичанка» - ЯЗЬ

Случайное фото

Удэгейцы