Главная | История одного подводника | В запас

Об оплате труда.

Всем, работающим в промышленности, производят доплаты за работу в ночное время, с 22:00 до 6:00, в полуторном и двойном размерах. На флоте установили оклад по должности, и никаких тебе добавок. Если подсчитать это ночное время, то у офицеров его окажется много. Если несёшь круглосуточное дежурство через 2 дня на третий, то в месяц ночных часов будет 80! Я не говорю о море, оно составит более 250 часов за автономное трёхмесячное плавание. Никаких денег корабельный офицер не получает за замещение должностей, расширение зоны обслуживания. Я однажды исполнял обязанности командира БЧ-4,РТС целый месяц, но получил дополнительное взыскание, за то, что не поставил подпись в каком-то плане. Зачастую, с ПЛ брали офицеров на действующие корабли, и вместо 10 офицеров несли корабельные и другие береговые наряды 5-6 человек, нагрузка на офицера возрастала в 2 раза! Особенно было тяжело офицерам с ремонтируемых ПЛПЛ; они несли дежурство, как правило, через 2 дня на третий, редко, когда через
3 на четвёртый. Когда офицеры роптали, командир или старпом отсылали их к ст. 715 КУ ВМФ, где говорилось, что дежурство должно нестись не менее чем в 3 очереди. Значит, было узаконено незаконное! положение, по которому офицер имел 480 рабочих часов в месяц. КЗОТ существовал только для граждан, на офицеров он не распространялся. Доплата была на гражданке и за профессиональное мастерство, на флоте у моряков была классность от 3 до 1 класса, у офицеров к тому же и «Мастер военного дела», но за классность денег не полагалось, только значок на грудь. Никто никогда на флоте не слышал о премиях. И получалось, что все береговики и корабелы получали почти одинаковые деньги (оклад по должности, оклад по воинскому званию плюс выслуга лет в офицерских должностях). Единственная доплата была для корабельного офицера, но далеко не каждого, если ПЛ, корабль пересекали линию Брест (Франция) - Ньюфаундленд (США). Морские были уже не 30, а 50%. Корабли ПЛО, другие малые корабли до этой линии не доходили, хотя постоянно находились в море, и дом моряки не видели по месяцам. В конце 90-х годов XX века внесли доплаты за нахождение офицера на передовой (на войне), но, по-моему, подводников это не коснулось. На гражданке есть положение о премиях, где говорится, что премия выплачивается за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, обеспечение подготовки системы к осенне-зимнему периоду, экономию топлива, работу по не основной деятельности, выполнение особо важных работ и т.д. На флоте можно было придумать премии за успешное выполнение стрельб ракетами, торпедами, за успешное завершение автономок в 90, 180, 270 суток, но на флоте до этого не додумались. Там вручают грамоты, объявляют благодарности, а чаще всего снимают ранее наложенные взыскания.

Никак не выделялась на флоте работа в выходные и нерабочие праздничные дни - всё едино, всё под гребешок. А ранее по КЗОТу, а теперь по Трудовому Кодексу предусмотрена двойная оплата за эти дни. Я уже писал о том, что начальники на местах придумывают новые и новые дежурства и вахты, занимая корабельных офицеров несвойственными им обязанностями, перестраховываются, давая команды: удвоить утроенную бдительность при несении дежурства. Урезают время у офицеров, которое он может посвятить семье, детям, дому, не давая ничего им взамен. Командование каждый раз подчеркивает, что у офицеров ненормированный рабочий день и используют корабельного офицера по 24 часа в сутки, но отпуск он получает такой же, как офицер-береговик-позвоночник. На гражданке тоже есть понятие ненормированного рабочего дня, но всем, кто его имеет, дают к отпуску дни оплачиваемого отпуска в зависимости от занимаемой должности. Замечу, что никто из них в своих кабинетах (на производстве), не ночует.

Энергетикам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные и тяжелые условия труда в зависимости от вредных факторов, и ежемесячные доплаты к окладам за труд на тяжелых работах и работах во вредных условиях труда. На рабочих местах производятся замеры физических и химических производственных факторов, определяется тяжесть и напряженность трудового процесса. Всё это называется аттестацией рабочих мест. Замеряются шум, вибрация, напряженность электрического и магнитного полей, освещенность, микроклимат: температура воздуха, относительная влажность, скорость движения воздуха (сквозняки), содержание вредных веществ, аэрозолей в воздухе рабочей зоны. Каждый фактор и параметр имеет ПДК и ПДУ, и если замер по факту превышает предельно-допустимую величину, то это говорит о том, что условия труда не соответствуют гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды. Есть 4 степени третьего класса условий труда от 3.1 до 3.4, когда условия труда характеризуются отклонениями от норм и чем выше отклонения, тем выше степень класса. Например: если шум выше ПДУ на 5 дБ, то класс 3.1, если на 15 дБ, - класс 3.2, на 25 дБ, - класс 3.3, на 35 дБ, - класс 3.4, так же по любому другому физическому и химическому фактору. Так вот на предприятиях энергетики, есть неустранимые факторы неблагоприятного воздействия, они узаконены ТКРФ (ст.117, 210). Каждая степень 3 класса оценивается баллами: 3.1 - 1 балл, 3.4 - 4 балла и учитывается продолжительность его воздействия. Если специалист в условиях работы с классом 3.1 проводит весь рабочий день, то получает 1 балл (1 х 1=1), если 4 часа, или полдня, то балл (1х0,5=0,5), если условия соответствуют классу 3.2, то подсчёт будет таким: 2х0,125=0,25, значит фактор воздействовал на человека 1/8 часть рабочего дня, если в условиях класса 3.3 проводит весь рабочий день, то работник получает 3х1=3 балла. И так по каждому физическому и химическому фактору. И набирает энергетик в зависимости от должности или профессии 2,0; 4,0; 6,0; 8,0 и максимально 12,0 баллов. И за эти баллы энергетик получает доплаты и дополнительный ОПЛАЧИВАЕМЫЙ отпуск: 2балла -4%/3дня;
4-8/5; 6 - 12/7; 8 - 16/10; 10 - 20/12; 12 - 24/14. Я к чему всё это привожу: на корабле или ПЛ условия труда с гораздо более вредными факторами, но корабелам денег не платят только потому, что корабелы - не граждане своей страны. Недаром ведь говорили: на подводной лодке воздух очень плох, вот тебя туда бы, ты бы сразу сдох! На ПЛ опасные (экстремальные) условия труда и они создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний тяжелых форм. Но за это доплат не дают, зато потом вспоминают о флоте, когда прихватывает радикулит, геморрой или какой-нибудь артроз и хондроз. А у энергетиков существуют и другие доплаты: доплаты при сменном режиме за работу в ночное время в размере 60%, ремонтному персоналу за работу в ночное время 35%, за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, за замещение временно отсутствующего работника, доплата ремонтному и эксплуатационному персоналу за дежурство на дому, вызванного производственной необходимостью, в размере 50% часовой тарифной ставки. Есть доплата за обучение и наставничество, за учёную степень и даже за СЕКРЕТНОСТЬ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.1994 г. № 1161, хотя лично я видел документы только с грифом «ДСП». Что очень приятно, так это то, что работникам, уходящим в ежегодный отпуск, выполнившим свои трудовые обязанности и не имеющим нарушений трудовой дисциплины, работодатель производит единовременную выплату стимулирующего характера в размере должностного оклада. Это хорошее подспорье, чтоб поехать отдыхать на море, в южные края.

При определении тяжести трудового процесса замеряется физическая динамическая нагрузка за смену в кгм, масса поднимаемого и перемещаемого груза в кг, стереотипные рабочие движения, количество за смену, статическая нагрузка в кгс.с (за смену), рабочая поза, наклоны корпуса, перемещения в пространстве, обусловленные техпроцессом. По показателям тяжести класс условий труда на корабле и ТЭЦ равнозначен, за исключением перемещений в пространстве. На ПЛ много не походишь, даже если очень захочешь. Труд начальника смены КТЦ оценивается как вредный (тяжелый) - 3.1. Соглашусь с этим классом, у нас на кораблях тоже класс 3.1. А вот по показателям напряженности трудового процесса с корабельным офицером никто на гражданке не сравнится. Когда режим работы: фактическая продолжительность рабочего дня более 12 часов (а у офицера она более 12 часов не только в море, но и при стоянке в базе) - труд называется вредным, напряженным и соответствует классу 3.2. При определении класса по напряжённости учитываются интеллектуальные нагрузки: творческая деятельность, требующая решения алгоритма (и не одного), единоличное руководство в сложных ситуациях, работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат, контроль и работа по распределению заданий другим лицам. Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Как будто всё написано про командира БЧ-5 подводной лодки. От него зависит управление ПЛ под водой, прежде всего, плавучесть. Из-за ошибки командира БЧ-5 могут быть самые непредсказуемые ситуации, вплоть до катастрофы ПЛ. При определении напряжённости трудового процесса учитываются сенсорные нагрузки (сосредоточенные наблюдения, плотность сигналов, число одновременно наблюдаемых объектов, нагрузка на слуховой анализатор, на голосовой аппарат). Они у корабельного офицера на пределе, когда он на вахте. Учитываются эмоциональные нагрузки (степень ответственности за результат, значимость ошибки, степень риска для собственной жизни, степень ответственности за безопасность других лиц), монотонность нагрузок. При напряженности труда класса 3.1 и 3.2 энергетикам платят добавки к окладу, а на флоте об этом никто не знает и, главное, ничего не делается, чтобы Постановления правительства, министерств, законов претворялись в жизнь. Получается, что оклад, должностная ставка у энергетика и подводника одинаковая, но добавки и премии энергетиков иногда превышают 100%. Никто об этом не знает, а было бы хорошо, чтобы корабелы знали, что их труд (я имею в виду офицеров электромеханических боевых частей) может здорово пригодиться в энергетике, к тому же зарплата будет выше и появится свободное личное время. Так что не надо держаться за корабельную службу, она неблагодарна, не обеспечивает нормальную человеческую жизнь мужчины, человека, гражданина своей страны. (Я проработал в энергетике 18 лет. Должность обязывала меня знать все нормативные акты по охране труда, Трудовой Кодекс и другие законодательные акты по организации труда. Как-то в руки я взял КУВМФ, нашел сотни противоречий действующим законам РФ. Хотелось бы, чтобы для будущих поколений приблизили права гражданина РФ и корабельного офицера.)
Продолжу дальше, чего добились энергетики с помощью профсоюзов? И это не льготы, а положенное людям в соответствии с требованиями законов, постановлений, правил, совместных решений. В энергетике по окончании каждого квартала работодатель производит индексацию тарифных ставок на величину фактического роста потребительских цен (инфляции). Это немного, как правило, 3%, но за год получается 12%. Профсоюз требует увеличения этой цифры, но, слава Богу, что дают хоть это. Я уволился в запас в 1990 г., в 1998 г. ушел в отставку, за эти более чем 15 лет пенсия индексировалась лишь однажды, а ведь законы касаются и Министерства обороны, и других ведомств. Опять отношение не как к гражданам России.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Резиновая лодка Лисичанка "Чайка". 2-местная
Резиновая лодка Лисичанка "Чайка". 2-местная

Случайное фото

Удэгейцы