Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Социально-демографическая характеристика и проблемы занятости

Образование

На территории поселения расположена одно муниципальное общеобразовательное учреждение@-@средняя образовательная школа № 15 с. Красный Яр. Школа расположена в недавно отремонтированном двухэтажном здании, в котором одно крыло первого этажа занимает детский сад. Общее количество учащихся в школе на сегодняшний день составляет 93 человека (Табл. 10). В школе 90% от всех учащихся@-@представители коренных народов. Детский сад посещают 25 детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет.
Табл. 10. Количественные данные учащихся по классам
МОУ СОШ №15 п. Красный Яр

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Всего учащихся

14

7

5

9

7

10

13

8

8

11

1

93

(Данные из доклада директора школы на педагогическом совете 28.08.09 г.)
На начало 2008-2009 учебного года в школе обучались 104 человека, на конец года@-@102 человека. Прибыло@-@2 человека (8,
10 кл.), выбыло 4 человека (3, 4, 9, 10 кл.). За период летних каникул выбыло 5 человек по причине переезда родителей, изменения места жительства, поступления в средне-специальные учебные заведения.

Выпуск школы в 2007-2008 учебном году составил@-@14 человек, в 2008-2009@-@10 человек. Статус послешкольного образования среди коренного населения всегда был высок, поэтому многие дети после окончания 10-11 классов стремятся поступить в высшие или средние специальные учебные заведения. Поступили в школу в этом году в 1 класс 14 детей, что на 4 больше, чем в прошлом 2008-2009 учебном году, тогда было 10 человек. В 2007-2008 учебном году в 1-й класс поступило еще меньше детей@-@6.
В то время как динамика поступления указывает на количественный рост учащихся, динамика численного состава указывает на неуклонное снижение количества учеников. Так на 2006-2007 учебный год количество учеников в школе составило 120 человек, в 2007-2007 учебном году@-@112 человек, в 2008-2009@-@уже 104 человека и на начало 2009-2010 учебного года в школе числятся 94 учащихся. Данные цифры являются результатом невнимания органов власти к проблемам коренных малочисленных народов. Государственное финансирование учебного заведения находится на низком уровне, это признает и Управление образования администрации Пожарского муниципального района, рекомендуя образовательным учреждениям «привлекать финансовые средства со стороны, искать сотрудничество со спонсорами, оказывать платные услуги не только школьникам, но и сообществу, сдавать в аренду помещение, привлекать в школы людей с непедагогическим образованием, которые согласны были бы на дальнейшее переучивание» [из доклада директора школы на педагогическом совете 28.08.09 г.]. Невнимание к проблемам школы со стороны управления образованием, отсутствие учета специфики обучения и игнорирование экономических реалий труднодоступных поселений приводит к внутренним кадровым конфликтам. Так, в поселке не работают по специальности около 5-ти человек с высшим педагогическим образованием, в то время когда в школе ощущается нехватка квалифицированных специалистов, в частности по математике, информатике, иностранным языкам, географии и другим основным предметам не хватает учителей.

Тем не менее, благодаря активным действиям местной общины «Тигр», в учебном процессе не бывает сбоев. Отопление помещений в зимний сезон, предоставление продуктов питания школьникам община полностью взяла на себя, не дожидаясь государственного финансирования. Также община привлекает организации, готовые способствовать поддержанию и развитию традиционного образа жизни коренных народов и сохранению территорий традиционного природопользования. В рамках программы TACIS «Создание благоприятных условий для детей, молодежи и женщин коренных малочисленных народов реки Бикин» при школе организованы два образовательно-развивающих детских клуба.
Первый@-@Эколого-туристический клуб под руководством бывшего школьного учителя, писателя Александра Александровича Канчуги. В нем школьники изучают удэгейский язык, познают историю удэгейцев, приобретают экологические знания.
Второй@-@это Школа юного следопыта, обучающая детей навыкам охотничьего промысла и поведения в тайге. Инициатором и руководителем школы стал Василий Иванович Дункай. Дети выезжали в лес, учились правилам поведения в тайге, приемам выживания в сложных условиях, взаимовыручке и чувству «плеча товарища»@-@качествам, жизненно необходимым будущим охотникам. Первоначально школа была рассчитана на 15 человек, в первую очередь детей из неполных (без отца) или неблагополучных семей; однако желающих посещать занятия Василия Ивановича оказалось гораздо больше. Это очень оптимистичный показатель, говорящий об интересе молодежи к традициям своих предков, их любви к окружающей природе. К сожалению, из-за окончания проекта данная школа прекратила свое существование, но, по словам В. И. Дункая, он будет пытаться возобновить ее работу, искать и привлекать новые источники финансирования.
Более десяти лет в поселке действует удэгейский ансамбль танца «Агдайми», в котором занимаются как девочки, так и мальчики. Они являются участниками и победителями многих конкурсов и творческих программ и фестивалей.

Анализируя социально-демографическую ситуацию в зоне, затрагиваемой проектом, нужно отметить, что, несмотря на относительную стабильность показателей численности населения и рождаемости, сохраняются проблемы: низкое социально-экономическое положение населения и материально-технической базы поселка (например, не хватает сварочного и др. оборудования, из- за чего невозможно своевременно проводить ремонт отопления в зимнее время), отсутствие должного медицинского обслуживания, необходимость улучшения сферы образования.
Стоит привлечь внимание еще к одной проблеме, это вопрос занятости населения в традиционных отраслях деятельности. В поселке и даже районе отсутствует рынок сбыта дикоросов (ягод, лекарственных растений и технического сырья). Вместе с тем существует теневой рынок продукции, в первую очередь пушнины. Подчас лучшая меховая продукция поступает неофициальным скупщикам, а не в общину. Объясняется это низкими закупочными ценами общины, которые, в свою очередь, вызваны высокой конкуренцией на пушных аукционах. Без помощи государства общины коренных народов не могут конкурировать с частными закупщиками и поставщиками аукционов. Раньше вопрос закупок решался государством централизованно@-@закупочные цены были стабильными, а спрос гарантировался государственным заказом. Сегодня обязанности общины как хозяйственного органа не только в охоте, но и в целом в организации природопользования остаются такими же обширными, как и при госпромхозе, с той только разницей, что сейчас община@-@это общественная организация, находящаяся на самоокупаемости. Такое положение дел в промысловой области создает реальную угрозу устойчивому развитию охотничьего промыслового хозяйства, а также самоорганизации коренных малочисленных народов.
В результате начала действия проекта по заготовке пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений Общиной коренных малочисленных народов «Тигр» в поселках, расположенных в зоне компактного проживания коренных народов, ожидается существенное увеличение числа рабочих мест для местного населения. Жители поселков ожидают, что юридическое оформление права аренды орехо-промысловой зоны будет способствовать решению вопросов занятости, улучшению условий для реализации пищевых ресурсов тайги. А это, в свою очередь, должно способствовать повышению социально-экономического уровня жизни, увеличению численности населения и улучшению психологического климата как в поселковой среде, так и в среде коренных народов. Учитывая ожидаемые социально-демографические изменения, связанные с началом действия проекта и его долгосрочностью (49 лет), представляется необходимым проведение дальнейших исследований в этой области.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
10 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Надувная подушка для резиновой лодки
Надувная подушка для резиновой лодки

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии