Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев

Охота - основа традиционного образа жизни

С охотой у удэгейцев был связан весь жизненный уклад, материальная и духовная культура. Она являлась основой жизнеобеспечения. Охотились удэгейцы почти круглый год. Традиционными объектами промысла были изюбр, лось, пятнистый олень, кабарга, медведь, соболь, барсук, енотовидная собака, колонок, белка и др. Мясо употреблялось в пищу, а субпродукты, кроме того, и для лечебных целей, шкуры использовались для пошива одежды, обуви и головных уборов.

Способы охоты у удэгейцев, как и у других аборигенов тайги, отличались разнообразием, и они владели ими в совершенстве: могли «на слух зверя убить» или «с одного патрона утку». Меткость удэгейцев и их умение выследить зверя были известны далеко за пределами края.

Удэгейцы знали различные виды охоты на копытных животных (изюбря, косулю, кабана, кабаргу и др.): загоном, петлями, с использованием самострелов различных модификаций. Одним из наиболее древних и любимым видом промысла, как отмечают некоторые исследователи, считалась гоньба - преследование животного на лыжах по глубокому снегу или весеннему насту, когда охотник мог легко догнать и убить зверя. Этот способ охоты был особенно оправдан в прошлом, когда не существовало ружей и современных средств передвижений, когда добыча зверя представляла сложный и непредсказуемый процесс и от ее исхода зависела жизнь семьи. В настоящее время гоньба по глубокому снегу или насту почти не практикуется удэгейцами и считается запретной. Снег покрывается настом чаще всего весной, после оттепели, когда промысловая охота уже запрещена, а это противоречит традиционным правилам гуманного отношения к животным. «Это не охота, а убийство!», - говорили в интервью охотники. Удэгейцы охотятся весной, только если в этом есть жизненная необходимость. В противном случае они считают это браконьерством и борются с любителями такой охоты. Егерь С. Калугин объясняет: «В это время зверь худой, он должен сил набраться, чтобы полноценное потомство произвести. Да к тому же мясо рыхлое и имеет неприятный запах. Кто же его, такого, бить будет? Ведь, когда наст или большой снег, для животных самих трудное время наступает. Вон в прошлом году, когда было много снега, сколько молодняка кабанов погибло, чуть ли не половина! Тощие стояли, все животы разодраны, не могли выбраться и корм найти. Поэтому сейчас мало кабана. Их тогда не бить, а самих кормить надо».
Другой не менее древний способ - крупное животное гнали к своему жилищу. Так делали, когда охотились далеко от стойбища и нести зверя было очень тяжело и энергозатратно. Животных ранили, загоняли в сторону жилья и там уже окончательно добивали. В качестве оружия использовалось либо копье, либо лук со стрелами, которые отличались большим разнообразием форм и наконечников.
В теплые месяцы лета и осени удэгейцы охотились в основном по протокам, куда изюбри приходили на водопой или полакомиться водорослями. В это время их и должен был застать охотник, тихо скользящий на оморочке по воде и прислушивающийся к звукам и шорохам леса. Крупнокопытного зверя караулили ночью. Выстрел совершался во время такой охоты чаще всего на слух. От меткого выстрела зависел успех не только дневных подготовительных мероприятий, но и питание семьи на ближайший месяц.
Нахождение постороннего человека в тайге в такие моменты было крайне опасно, поэтому традицией была выработана система охотничьих знаков, предупреждающих о нахождении охотника на определенном таежном участке.

Если охота велась в протоке, то втыкали в берег рядом с этим местом выструганную палку или шест. Если охота проходила ночью, то использовали две палки, которые ставились крест на крест на входе в протоку. Таким способом охотники предупреждали других людей об опасности нахождения на этой территории. Это один из примеров промысловых правил поведения, соблюдать которые было долгом каждого охотника. Нарушивший их человек подвергал себя смертельной опасности. У удэгейцев были случаи, когда не знающий таких правил или пренебрегающий ими человек становился жертвой или получал ранение от случайного выстрела, пущенного на слух охотником, принявшим незнакомый живой объект за зверя. Это были роковые уроки для тех, кто забывал, что охота всегда связана с опасностью и без необходимой осторожности и внимательности может приводить к трагическим последствиям.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
13 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Чайка "Гигант"

Случайное фото

Удэгейцы