Главная | Экология Владимирской области | Экологическое образование

Опыт работы преподавателя в рамках электронной среды НГТУ

Электронное обучение - новая форма, которая стремительно входит в практику деятельности учебных заведений России.

Это вызвано развитием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих интегрировать современные технологические решения в учебный процесс. Дальнейшее эффективное существование системы образования непосредственно зависит от решения задачи повышения качества обучения и его доступности. Добиться этого можно только путем внедрения в образование технологий электронного обучения.

Электронное обучение (e-learning) - это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий (толковый словарь). Элементы электронного обучения применяются в очном, заочном образовании и дистанционном обучении (ДО).

Под Дистанционным обучением (ДО-«distance learning») понимают такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя - в первую очередь, информационно-коммуникационные (ИКТ-технологии).

В институте дистанционного обучения (ИДО) на базе Новосибирского государственного технического университета уже не первый год ведется обучение экологии с использованием элементов электронной среды в комбинированной форме.

Названная форма обучения позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационнокоммуникационных образовательных технологий: в учебном году проводится 2 сессии, одна из которых очная, а другая - дистанционная (без приезда в НГТУ). Комбинированная форма реализована на базе электронной среды ИДО DiTU-Digital Technical University (DiClass, DiDesk, DiCourse, DiTest). Перечисленные модули позволяют организовать процесс обучения студентов дистанционно.

Реализация комбинированной формы обучения накладывает ряд дополнительных требований к организаторам учебного процесса: разработчикам технологий и организаторам электронного обучения (ИДО), к кафедрам и непосредственно преподавателям, участвующим в учебном процессе.

Очевидно, что основные задачи преподавателя при электронном обучении остаются неизменными: с помощью различных педагогических технологий обеспечить студенту возможность получить необходимые знания, навыки и умения по преподаваемой дисциплине.

Но виды деятельности преподавателя при электронном обучении существенно изменяются. Их можно выделить в две основные группы.

Разработка электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).

Текущая работа в ЭСО по сопровождению учебного процесса (консультации, семинары, видеолекции, проверка и отправка контрольных работ, выставление оценок в журнал успеваемости и пр.

Соответственно, меняются входные требования к преподавателям - необходимо владение навыками пользователя персонального компьютера, опыт работы в среде Интернет, опыт преподавательской деятельности, желателен опыт разработки учебно-методического комплекса и др.

ЭУМК представляет собой совокупность электронных образовательных ресурсов (материалов), обеспечивающих достижение образовательных целей. Качественно подготовленные материалы ЭУМК должны компенсировать отсутствие непосредственного контакта преподавателя и студента, т.к. студент осваивает содержание учебной дисциплины самостоятельно. Таким образом, учебные материалы переводятся в электронную форму.

Содержание ЭУМК разрабатывается на основе учебного плана соответствующей образовательной программы и отвечает требованиям ГОСа по специальности, а также соответствует рабочей программе курса. ЭУМК должен полностью обеспечивать учебный процесс по соответствующей дисциплине. Содержание курса должно быть «замкнутым», т.е. иметь в составе все необходимые и достаточные средства для проведения обучения.

Преподаватель разрабатывает УЭМК с учетом модульной структуры курса (дисциплины), определяет, какие именно разделы и в какой последовательности будут изучаться. При разработке курса учебные материалы структурируются, разбиваются на отдельные модули, разделы, темы.

ЭУМК должен быть авторским (написан преподавателем или группой преподавателей) или являться результатом авторского обобщения и/или переработки существующих пособий. Ответственность за соблюдение авторских прав несет автор (преподаватель/группа преподавателей). В качестве обязательных компонентов УЭМК в своем составе содержит:

методическое руководство по курсу (путеводитель);

рабочая программа курса (дисциплины);

лекции в электронном виде;

лабораторные работы (если есть, с учетом их возможности выполнения на компьютере;

методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы (в соответствии с рабочей программой курса);

банк тестовых заданий.

Разработка УЭМК - работа творческая и только сам преподаватель определяет образовательные цели (знания, умения и навыки студентов после изучения курса) и создает педагогический сценарий курса (дисциплины), таким образом проектируя свою учебную деятельность и содержание учебной деятельности студента.

В качестве рекомендации для преподавателей, работающих в электронной среде можно назвать необходимым условием - наличие в УЭМК методического руководства по курсу (путеводителя). Это необходимо для того, чтобы студент мог сориентироваться в учебном материале и последовательности его изучения.

В процессе обучения в рамках электронной среды реализована возможность использования некоторых педагогических технологий.

Электронная среда позволяет студенту организовать его работу по выполнению и хранению индивидуальных заданий по дисциплинам, предусмотренным рабочими программами. Данная функция реализует такой инструмент самооценки познавательного труда студента как «портфель» ученика.

«Портфель» ученика - это инструмент самооценки познавательного труда студента, ученика, рефлексии его деятельности. В дистанционной форме для каждого студента предусматривается собственный «личный кабинет», который становится его "портфелем". «Ученик» отбирает в своё "досье" работы, выполненные им на занятии самостоятельно (контрольные работы, РГЗ, курсовые проекты, тесты, сочинения, рефераты и т.д.). «Ученик» может размещать материалы на своей страничке, желающие могут выступать в роли экспертов, обсуждая выставленные материалы и давая рецензии на них. Главное в такой работе - самооценка «ученика», в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

Функция «Семинар» электронной среды дает возможность организовать педагогическую технологию дискуссии, которая используется преподавателями для проведения практических занятий и занятий- семинаров. Преподавателями отмечалось, что в ходе таких занятий студенты чувствуют себя более раскрепощено, чем при личном очном общении. Это позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них.

Преподавателями электронной среды обучения широко используется система создания тестов и проведение тестирования студентов (модуль DiTest). Тестирование необходимо для стимулирования мышления и в качестве контролирующих мероприятий, хотя в некоторых случаях могут быть и средством обучения.

К настоящему времени электронная среда НГТУ содержит уже 568 курсов в электронном виде по 9 специальностям (140211 Электроснабжение, 080502 Экономика и управление на предприятиях машиностроения, 080507 Менеджмент, 080503 Антикризисное управление, 220501 Управление качеством и др.). И работа по расширению электронной образовательной среды НГТУ продолжается.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Одноместная гребная B 190
Одноместная гребная B 190

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии