Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Оценка влияния договора аренды лесного участка общиной «Тигр» и прогноз дальнейшего развития

Оценка последствий воздействия на священные места

На территории, охватываемой действием проекта, находятся широко почитаемые бикинскими удэгейцами и другими малочисленными народами Приморского края природно-исторические объекты (Приложение 6), такие как места старинных стойбищ Бынга, Лаухэ, Метахеза, Картун, Нотовасигчи, Хабагоу, Сидунгоу, Сигоу, Улунга, Байчелаза, Нёло, и другие. На этой территории расположены захоронения предков, священная гора Сулаймай (встречаются ее названия Сиватай, Сювантай) и прочие объекты, составляющие основу этнической культуры удэгейцев и других коренных малочисленных народов. Кроме того, эта территория является средой обитания уссурийского тигра, священного животного для удэгейцев.
Анимистические представления о природе являются основой традиционной духовной культуры удэгейцев. Суть этих представлений заключается в одухотворении окружающего мира: люди, животные, деревья, скалы, камни, леса, воды@-@все эти объекты имеют душу. Души совершают цикличные путешествия по разным мирам: небесному, земному и подземному. В каждом из этих миров есть хозяева и их помощники, добрые и злые духи, которые управляют жизнью на Земле. Духи-хозяева живут в недосягаемом для человека мире: на небе, в глубине моря, в огне и других местах, а их помощники чаще всего обитают на земле, принимая облик человека, животного, рыбы, птицы или даже камня [Старцев 2005: 289].
Исходя из представлений о духах-хозяевах природы, удэгейцы старались жить с ними в мире и не «расстраивать» их своими поступками, за которые придется расплачиваться удачей или здоровьем. Сейчас уже не сохранилась неизменной вера людей, стерлись из памяти имена многих хозяев и их помощников, но осталась основа религиозных представлений@-@духовная связь человека с природой и духами населяющими ее. Сохранились обряды почитания духов@-@ритуальные приношения, молитвы. Вот отрывок из интервью одного охотника, нашего современника: «Тайга живая! У каждой сопки свой хозяин. Идешь в тайгу, разговариваешь с ней, с деревьями. Когда люди идут на охоту, просят удачу. Можно к дереву или кусту подойти, можно с лесом поговорить. Заходишь в тайгу или в барак в тайге@-@поздоровайся! Как ты к ней отнесешься, так и она к тебе» [ПМ 2009].
До сих пор на р. Бикин недалеко от п. Красный Яр почитается скала, на которой находится так называемая «богомолка» (небольшое сооружение в виде домика)@-@место ритуального почитания богов. Кем и когда оно было заложено, уже никто не помнит, люди говорят, что время стерло из памяти основателя, поэтому место стало священным для всего коренного населения. Есть также сведения, что оно является «местом-хранителем» Красного Яра и всех удэгейцев. Сейчас возле священной скалы останавливаются не только представители коренных народов, разделяющие религиозные взгляды удэгейцев, но и приезжие охотники-любители, туристы, временные рабочие. После того как ушел из жизни последний шаман, обладавший полномочиями хранителя этого места, неконтролируемая популярность «богомолки» вызывает опасения у жителей. Не все могут совершить правильно традиционный ритуал жертвоприношения, некоторые сознательно оскверняют святыню. Подобные случаи заставляют людей волноваться за свое будущее, неразрывно связанное с миром духов, бояться наказания Богов, с которыми связывают участившиеся несчастные случаи в тайге. Традиционные удэгейские нормы предписывают: «Если не знаешь или не умеешь общаться с Богами, лучше отойди и не трогай, не нарушай покой». Так говорят детям, так советуют поступать современные удэгейцы приезжим гостям.
Подобные «богомолки» есть почти на каждом охотничьем участке@-@это родовые святыни. Существуют индивидуальные молельные домики, где только тот человек, который его сделал, имеет право приносить дары и разговаривать с Богами. Срубить такое дерево@-@большой грех. С этим поверьем связаны народные предания о наказаниях, которые постигли людей, нарушивших этот запрет. Удэгейцы говорят: «Если вдруг встретил в лесу дерево святое, обойди его лучше стороной» [ПМ 2009].
Места родовых стойбищ@-@это историко-культурные памятники, несущие информацию о прошлом народа, предки которого проживали в этих местах, в этих местах они были захоронены. Для некоторых семей стойбища, где жили предки их рода, являются особо почитаемыми.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
8 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Кресло в лодку
Кресло в лодку

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии