Главная | История одного подводника | Формирование дивизии

Передислокация в Видяево

Дивизию переводили в Ура-губу, а для семей офицеров и мичманов в п. Видяево построили лишь один 5-этажный трехподъездный дом. Штаб дивизии разобрал все трехкомнатные и частично двухкомнатные квартиры, командирам ПЛПЛ, старпомам и замам по политчасти были предложены двухкомнатные, оставались однокомнатные квартиры, но и их было очень мало. Нам с женой хотелось въехать в положенную по должности двухкомнатную квартиру, а её надо было ждать ещё 3 месяца (так, по крайней мере, говорили), а в действительности оказалось - год. И так домой приходилось ходить очень редко, а уезжать командиру БЧ-5 в другой гарнизон было делом совсем неправдоподобным. И хотя в Корабельном уставе ВМФ СССР в ст. 191 было записано: «частое оставление корабля старшим помощником командира несовместимо с должным выполнением им своих ОТВЕТСТВЕННЫХ обязанностей», для ПЛ это скорее всего касалось командира БЧ-5, так как команда жила в казарме и старпом находился с командой или в казарме, или на ПКЗ. Вся служба на ПЛ говорила о том, что любой командир спит и бредит, чем загрузить командира БЧ-5, чтобы тот не смог пойти домой, к семье, а оставался на подлодке.

Прикинув все плюсы и минусы, мы с женой решили взять в новом доме однокомнатную квартиру. Стали упаковываться; вещей уже нажито было порядком, а так как каждый переезд по-русски - это полпожара, то и нам этого избежать не удалось, часть вещей оставили в старой квартире, часть выбросили за ненадобностью, от части отказались. В ноябре ПЛ перешла в губу Ура, поставили нас у пирса. Причалы были оборудованы только паром с берега, больше никаких услуг: ни воздуха, ни электроэнергии, ни пресной, а тем более дистиллированной воды. Заботы корабельные заели, поэтому организация переезда легла на плечи жены, а с нами в ту пору жил и сын Игорь и было ему 4 года, уже кое в чём соображал и был в какой-то мере помощником. Я успел со склада получить стол, стулья, кровать и шкаф, и на этом моя помощь семье была закончена. Тыловики и штабисты так не переезжали, но, слава Богу, что так. «Ведь всё могло быть гораздо хуже, ещё херовёй быть могло», - так писал поэт Губерман. ПЛПЛ 675 пр. перевели в Ару-губу, там стояла на якоре ПКЗ и больше ничего! Семьи продолжали жить в Западной Лице. Читал я где-то, что американцы вначале строят базу, всю инфраструктуру, а потом переводят туда корабли. Кто бы роптал в этой ситуации? Смелых было мало, недовольных тысячи, но все эти проблемы обсуждались в своем кругу за стаканом «шила». Офицер должен переносить тяготы военной службы, но в понятие «служба» почему-то входила и семья, и быт, и снабжение, и детские сады, и медицинское обслуживание родных и близких.

В конце ноября жена с сыном и скарбом переехала в п. Видяево и занялась благоустройством нашего дома, быта. Я иногда прибегал домой по вечерам; гнёздышко, которое вила жена, мне нравилось. Если в Западной Лице от Малой Лопатки до дома было 7 км хода, то здесь это расстояние существенно сократилось. От ПЛ до дома 3 км, а через сопки даже 2, но идти не 30 минут, а 40 минут, и идти значительно тяжелее, чем по дороге, но зато никто из начальства тебя не заметит.

А чтобы экипаж в п. Видяево не расхолаживался, решили ПЛ поставить в трёхмесячную постоянную боевую готовность. Я уже писал выше о состоянии материальной части: моторесурс главной энергетической установки выбит, сталь 47Г17Ю3 продолжала трещать и ПЛ прямо у причала погружалась со скоростью 1 метр в сутки, к тому же изрядно поработала в Белом море аккумуляторная батарея. Ёмкость группы упала до 12000 аЬ, в каждой группе было выведено из 152 элементов по 6-8 штук. В правилах эксплуатации АБ 30/3 говорилось, что разница в количестве элементов в каждой группе не должна быть более 2-х! Срок службы АБ к этому времени был выработан, а по отработанным УПЦ превышал норму на 50%. Хорошего от АБ ждать уже не приходилось. Перезарядок боялись, как черт ладана. При перезарядках почти всегда возникали ВКЗ, и надо было выводить из группы этот элемент, и еще по одному в каждой другой группе, чтобы не было разницы между напряжениями групп, соединённых параллельно из-за больших значений токов-перетоков. Штатные выводные шины, находящиеся в ЗИПе к АБ, уже закончились. Заказали наконечники выводных концов на плавмастерской и выводили элементы самопальными проводами. Для этого раскромсали на куски зарядный кабель сечением 400 мм2, зажали их концы изготовленными наконечниками, залудили и использовали для вывода элементов с ВКЗ. АБ к тому времени вела себя непредсказуемо: иногда, когда группа была отключена и не стояла на «расходе», все же случались ВКЗ. Личный состав чётко информировал электриков, заслышав, а вернее занюхав (почувствовав), запах тухлых яиц. Запах был не из приятных, но зато вовремя принятые меры по выводу элемента из группы при интенсивно работающей вдувной и вытяжной системах вентиляции не приводили к более тяжелым последствиям. Корпус элемента из магния, оклеенный материей, пропитанный эпоксидной смолой, не распирало, так как элемент охлаждался системой СВО АБ (система водяного охлаждения аккумуляторной батареи и коммуникационной аппаратуры), он не перегревался и не расширялся по этой причине. Стало уже нормой, когда после зарядки АБ и отключения генераторов, напряжение групп было разным, и эта разница доходила до 10 В. На разряд ставили группу с наибольшим напряжением, строго следили, чтобы напряжение групп было в пределах плюс-минус 2-3 В, с тем, чтобы начав зарядку, иметь примерно равные величины зарядных токов. Когда АБ новая, таких проблем в эксплуатации не было.

И вот с такой-то матчастью, не говоря уже о состоянии вспомогательных механизмов, оборудования и систем, загрузив ракеты и торпеды, пополнив запасы продовольствия, топлива и др., мы встали в боевую готовность, чтобы в случае надобности нанести удар по американскому империализму, постоянно вынашивающему мысль о разгроме коммунистического СССР и завоеваний социализма.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
7 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
B-260N Надувная лодка Bark гребная двухместная
B-260N Надувная лодка Bark гребная двухместная

Случайное фото

Катран