Главная | История одного подводника | Третье автономное плаванье

Прошел месяц плавания

Заканчивался сентябрь 1968 года, года моего тридцатилетия. Не служба, а кошмар! С семьей бываешь только в отпуске, остальное время занимает служба. ПЛ идет в третье автономное плавание, как будто дивизия состоит из одной «К-85». Возникает вопрос: почему же другие не ходят? С «К-156» - все ясно, она раз подвела, матчасть постоянно выходила из строя, к тому же приближалось время текущего ремонта, моторесурс механизмов был на исходе, поэтому в Средиземное море посылать ее было нельзя. Такая же картина была и с сормовской «К-24». К первенцам Балтийского и Сормовского заводов подходила пословица «первый блин комом». Но ведь к этому времени в соединение пришли и другие ПЛПЛ «К-77» офицеры БЧ-5 капитан 2 ранга Павлинов Н., капитан-лейтенант Старцев М., «К-81», «К-68» и «К-58», но перволинейным экипажем был лишь наш. Когда я жаловался на судьбу флагмехам, М. Романов отвечал, что будет легче, когда все ПЛПЛ дивизии станут перволинейными. Напряжение использования 85-й было изнуряющим: и матчасть, и люди работали на износ, в 1967 г. не было выходных дней, чтоб побыть дома, таким же напряженным выдался и 1968 г. Мечталось об академии - мол, там отдохну. Перед автономкой подал рапорт с просьбой зачислить меня кандидатом для поступления. И командир, и комдив сказали мне, что если поход закончится успешно, рапорту будет
дан ход. Взял с собою в поход Бермана и Берманта - учебники по высшей математике
и, если выдавалось свободное время, - пытался изучать эту науку.

Но свободного времени не было. То поломка, то отрыв от «противника», то боевая тревога - ракетная или торпедная атака, то очередное ЦУ, БЦУ, ЕБЦУ (ценные указания, более ценные указания, ещё более ценные указания). Получили радио: «Осмотреть все патроны регенерации и результаты доложить на ЦКП флота». Подумалось, что где-то что-то произошло. Патроны В-64 мы еще не использовали, поэтому предстояло осмотреть более 1000 банок. Те, которые были в проходах, осмотрели быстро, но ведь часть патронов регенерации была в очень недоступных местах. Одними из таких были кафердамы (необитаемые объемы и помещения) пятого отсека. Лаз кафердама левого борта находился на камбузе, надо было и готовить пищу, и доставать банки для осмотра. Было тяжело: работу выполняли моряки, согнувшись в три погибели, или лежа, жара до 60 градусов, было желание остановить работы и доложить, что все в порядке. Но мысль эту отогнали, и как оказалось не напрасно. Нашлись-таки два негерметичных патрона: один был раздут, и из него выходило постоянное шипение, другой оказался негерметичным в районе заглушки. Мне вспомнился 1962 год, когда я служил в соединении адмирала Хомчика. На построении личного состава соединения нам показали, как горят пластины регенерации, свечение было как от электросварки. Флагмех Зенкевич Эрлен Фомич показал, как возгорается регенерация. На еще не до конца отработанную пластину попадает промасленная ветошь, и возникает пожар от самовоспламенения. Температура горения достигает 2000 градусов. Уже позже, в апреле 1970 года, подводники узнали о катастрофе ПЛ «К-8», виною тому была регенерация. А показные учения в соединениях по самовоспламенению пластин были вскоре запрещены, так как где-то пластины взорвались, и было принято решение больше учений не проводить. А жаль!
А в тот сентябрьский день сам Господь спас всех нас от несчастного случая. Пронесло, хотя всюду мерещились черти и чертова дюжина «13».

Ведь «К-85» - сумма цифр 13, заводской заказ 553, - опять сумма цифр 13, войсковая часть 40621 - опять 13, количество офицеров на ПЛ при постройке ПЛ
- 13, первый бортовой номер, который присвоили в Беломорске, куда ПЛ пришла после испытаний на Балтийском море 148, опять сумма цифр - 13! К тому же я женился 13 числа (августа). Злые языки предрекали несчастливую судьбу ПЛ, к тому же неудачный спуск со стапелей, но, к счастью, предсказания этих кликуш не оправдались. «Чертова дюжина», как говорилось в народе, несчастливое число, но для нас - экипажа ПЛ - это число было счастливым, оно неоднократно спасало нас от бед, как и в случае с регенерацией. Хотя ведь в штабе ВМФ кто-то старался специально подбирать эти числа. Не может же быть такого совпадения трижды, четырежды! (85, 40621, 553, 148). На головной «К-156» такого совпадения не было: сумма цифр 12, заводской заказ - 552, тоже 12, но в/ч 95039, сумма цифр -2 6!, и у бортового номера сумма цифр не составляла 12.
-
А о кафердаме пятого отсека я вспомнил еще раз, когда на ПЛ «К-304» вспыхнул пожар от электросварочных работ. Загорелись кабельные трассы, пропитанные веретенным маслом «АУ». Лучше бы на ПЛ потаенные помещения не организовывать, их там по своей природе и так предостаточно! Конструкторам ПЛПЛ надо знать и помнить об этом, чтобы беречь жизнь подводников.

В море постоянно беспокоила вибрация правого дизеля. При работе на генератор вибрация была сильнее, чем когда дизель работал на винт. От вибрации появлялись трещины в титановом газопроводе в местах сварки, образовывались свищи в трубопроводах и системах, обслуживающих правый дизель, трещали раскрепляющие конструкции в отсеке и в надстройке. Об этом по порядку.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
10 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Одноместная гребная B 190
Одноместная гребная B 190

Случайное фото

Удэгейцы