Главная | Экология Владимирской области | Экологическое образование

Системные вопросы по дисциплине и всему модулю.

К сожалению, многие студенты при подготовке к итоговому контролю учат материал лишь по выданным им вопросам. В результате учащийся имеет только мозаичные, не связанные друг с другом знания. Даже задание объяснить действие какой либо закономерности с привлечением иных терминов вызывает в итоге настоящую панику среди студентов. Тем не менее, на производстве, в науке или политике знающим можно назвать лишь работника, свободно оперирующего терминами и способного устанавливать логически обоснованные связи между событиями.

Поэтому развитие данной стороны мышления у студентов объективно целесообразно и необходимо!

Вопросы составляются таким образом, чтобы при ответе на них были необходимы знания, полученные при изучении разных тематических блоков и даже разных дисциплин:

Пример №1. Сформулируйте несколько различных определений эволюционного процесса с использованием понятий дисциплины «Биоразнообразие и охрана природы».

это сочетание адаптивной радиации и конвергентной эволюции;

это последовательное прохождение живыми организмами точек бифуркации;

это сочетание филогенеза и видообразования.

Пример №2. Как влияет апоптоз и паранекроз на эволюцию?

Эти процессы ускоряют ее ход, так как приводят к быстрой смене поколений.

Пример №3. Какие группы организмов, благодаря апоптозу быстрее приспосабливаются к меняющимся условиям среды?

Бактерии, насекомые и другие организмы с коротким жизненным циклом, в результате чего они быстро приспосабливаются и привыкают даже к лекарствам и препаратам, специально созданным для борьбы с ними.

Такую форму контроля знаний, как «Системные вопросы» можно использовать не только на экзамене, зачете или итоговой контрольной работе, но и при проведении текущих опросов.

Пример №4. Для каких групп организмов наличие генетического груза приводит, как правило, к вымиранию вида?

Редкие малочисленные виды, у которых неблагоприятные мутации, спрятанные ранее в гетерозиготах (генетический груз) проявляются и приводят к гибели отдельных особей.

Логические тесты для проверки знаний учащихся.

Специфика данной формы контроля знаний основана на использовании нескольких установочных определений, скомпонованных таким образом, чтобы каждое последующее базировалось на предыдущем утверждении (выводы: 1-2, 2-3, 3-4) или когда серию из нескольких независимых положений завершает общий итоговый вывод (1-4, 2-4, 3-4).

По сравнению с другими вариантами тестового контроля знаний логические тесты позволяют проводить несколько вариантов их проведения:

В первом случае (основной первично разработанный автором вариант) тестируемый определяет первый момент, когда в серию этих рассуждений вкрадывается ошибка, связанная с неверными предпосылками (1,2,3,4). В этом случае важен факт обнаружения первоосновы ошибочных рассуждений. Все последующие неверные моменты рассуждения являются лишь следствием изначального «промаха»:

Задание №1.

Укажите, с какого момента логика рассуждения стала ошибочной:

А) Чем больше численность консументов, тем больше в экосистеме накапливается детрита; Б) Чем больше количество детрита, тем сильнее размножаются редуценты и сапротрофы; В) Чем выше численность редуцентов и сапротрофов, тем сильнее размножаются кроты и землеройки, являющихся консументами. Г) Таким образом, в данной экосистеме совсем не нужны продуценты, так как консументы обеспечивают сами себя энергией.

Анализ задания: Неверен последний вывод «Г» (1 балл), так как большая часть консументов из положения «А» должны быть растительноядными. В противном случае без поступления новой солнечной энергии в экосистеме с каждым новым оборотом большая часть энергии (90 %) будет рассеиваться в виде тепла, а запасы энергии экосистемы достигнут нуля.

Если учащийся пропускает этот момент и соглашается с ним, то получает в итоге неверный вывод, хотя все последующие высказывания абсолютно правильны.

Во втором варианте выполнения теста используются задания, в которых в ход дальнейшего рассуждения могут вклиниваться новые ошибочные факты. В этом случае в решении теста студент обязан указать все ошибочные моменты рассуждения. Логически правильные, но, по сути, абсурдные выводы, не содержащие сами по себе дополнительной неверной информации указывать в ответе не нужно:

Задание №2. Укажите, ключевые ошибочные моменты в следующем рассуждении:

А) По правилу «10 процентов» лишь десятая часть энергии предыдущего трофического уровня передается потребителям и запасается в виде энергии органических веществ. Б) Оставшиеся 90% энергии рассеиваются в пространстве в виде тепла. В) Поэтому, чем больше трофических уровней и звеньев в пищевых цепях, тем теплее микроклимат в данной экосистеме. Г) Следовательно, глобальное потепление атмосферы связано в основном с большой численностью организмов на планете.

Анализ задания: Неверно положение «В», так как на сумму выделившегося тепла влияет не только количество организмов, но и их биомасса. Вывод «Г» также неверен, поскольку доля этого тепла несопоставимо мала по сравнению с воздействием автотранспорта и промышленности. Ответ «В, Г» - 2 балла.

Полученную сумму баллов необходимо уменьшать при указании верных фактов как ложных утверждений и логически верных выводов как ошибочных (-1 балл). Таким образом, при значительных пробелах в образовании студент может получить даже отрицательную оценку.

В третьем варианте выполнения теста (приближающимся по специфике к постановке проблемных заданий) студент обязан дополнительно обосновать свой ответ в конце задания. Однако при нехватке времени для проведения тестирования или для приближения формы проведения к классическому тестовому контролю возможен и другой (четвертый) вариант.

В этом случае решение задания напоминает решение теста на соответствие: кроме логической цепочки из нескольких предложений дается также несколько предложений, объясняющих сделанный выбор. В качестве альтернативных (неправильных) вариантов ответа можно использовать ошибочные пояснения, данные студентами прошлых курсов самостоятельно (3 вариант выполнения).

Такие логические тесты наиболее применимы к областям знания, где ошибка чревата серьезными и даже катастрофическими последствиями (медицина и экология) и поэтому могут стать основой для проверки знаний у бакалавров направления «Экология и природопользование».

Они особенно полезны для комплексного контроля знаний, по специализированным дисциплинам. В таком случае в одно задание включают сведения по разным дисциплинам (например, экологии растений и почвоведения, в комбинировании с вопросами по биоразнообразию и ландшафтоведению).

Специфика преподавания «Экологии» студентам разных факультетов и специальностей.

Принимая во внимание характер каждой специальности студентов, в лекционном курсе делается упор на более детальную проработку важных экологических аспектов, возникающих в сфере их профессиональной деятельности.

Например, для студентов ФРЭМТа подробно рассматриваются вопросы влияния электромагнитных и акустических загрязнений на организм человека и окружающую среду. Для студентов механико-технологического факультета делается упор на проблему образования отходов и их утилизации в различных технологиях добычи и использования природных ресурсов.

Также точно модифицируется сообразно специальности слушателей и специфика выполнения лабораторных работ по экологии и их защиты. Например, для студентов автотранспортного факультета рассматривают несколько методик расчета опасности автотранспортных загрязнений в их сравнении.

Однако, разработанная нами система проверки полученных знаний используется повсеместно и позволяет делать преподавание дисциплины интересным и занимательным. Студенты ждут новых испытаний, а преподаватель на основе постоянного потока информации о степени освоения дисциплины аудиторией может своевременно корректировать объем и степень проработки излагаемого материала.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
6 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Надувная подушка для резиновой лодки
Надувная подушка для резиновой лодки

Случайное фото

Удэгейцы