Главная | История одного подводника

Снова в Росте

Время пребывания команды в доме отдыха для восстановления сил и здоровья личного состава после автономки пролетело быстро, и с прибытием экипажа ПЛ перешла в Росту на СРЗ-35 для модернизации дизелей, замены вышедшего из строя перископа, установки второго перископа и докового ремонта. Все эти работы планировалось завершить за 4 месяца. Опять предстояла разлука с семьей. Вообще 1967 год выдался самым ужасным для моей личной и семейной жизни. Роста - три месяца (январь, февраль, март), затем подтверждение курсовых задач (апрель, май, июнь), автономное плавание (июль, август, сентябрь), затем замена ракет и торпед и готовность в губе Нерпичья. И ни одного сквозного выходного дня (с субботы до утра понедельника).

Коломенский завод совместно с СРЗ-35 (судоремонтный завод №35) лихо принялись за дело. Буквально за неделю от систем и дизелей в шестом отсеке остались лишь остовы ДВС и коленвалы, все остальные детали и механизмы заменялись на новые (механизмы валоповороток, масляные насосы 3ВН и 4ВН, приводы захлопок, укреплялись газопроводы из титана, не выдерживающие сильной вибрации, и т.д.). Координировал эти работы и принимал качество деталей и исполнение работ представитель от военной приёмки на Коломенском заводе подполковник В. Иванов. За выполнением работ наблюдали и помогали наши мотористы во главе с командиром моторной группы. Многие работы наши спецы делали своими руками под руководством и под наблюдением опытных рабочих, и это потом помогло всем мотористам стать специалистами 1 и 2 классов. А мотористов у нас по штату стало 9 человек.

После автономного плавания наш флагмех Б.Т. Сверчков доказал всему начальству, что в шестом отсеке должны нести вахту два моториста, а не один, как это было по корабельному расписанию в первой автономке. Возражали ему: у вас ведь автоматика, система ДАУ (дистанционного автоматического управления), но попробуй один человек подготовить отсек к срочному погружению с надводного хода, когда в работе были все три дизеля! Закрыть надо вручную внутренние газовые захлопки, оба запора отлива от охлаждения захлопок, открыть спускные клапана и этот перечень арматуры можно еще продолжить. Добавили в штат электриков одного человека для обслуживания аккумуляторной батареи по готовности № 2, таким образом, было 8, а стало 9 электриков. Просил Сверчков увеличить штат трюмных машинистов для обслуживания во время автономного плавания компрессоров ДК-10 в шестом отсеке и установки кондиционирования воздуха - холодильной машины СПМХМ-ФУ-90 (2 шт.), электрокомпрессора ЭК-10 и двух электродистилляторных установок ЭД 25/50 в седьмом отсеке, но командование к этому осталось глухим, трюмных машинистов не добавили (9 человек, как было, так и осталось). Так впоследствии и ходили ПЛПЛ 651 проекта в Средиземное море и уже не на три месяца, а на полгода, а установки кондиционирования не использовались из-за отсутствия обслуживающего персонала, хотя в отсеках температура воздуха после погружения достигала 40-45 градусов, не говоря уже о 6 отсеке, где температура порой была +60! Использовались лишь насосы НЦВ 40/40 (насос центробежный водяной?), которые подавали забортную воду с глубины более 100 метров с температурой 15-20 градусов по всей ПЛ на воздухоохладители с осевыми вентиляторами, и надо признать, что работала эта система эффективно и позволяла поддерживать температуру в отсеках в необходимых пределах для обеспечения работоспособности личного состава.

Но вернемся к просьбе флагмеха об увеличении штатной численности трюмных машинистов на 2 человека. В седьмом отсеке по готовности № 2 несли вахту
2 человека: электрик на ГГЭДах (главных гребных электродвигателях) и станциях управления и матросы с БЧ-16 (так называли матросов с других боевых частей), которые несли вахту на линиях валов, вели журнал и записывали температуру подшипников и которым, естественно, нельзя было доверять работу холодильной машины, компрессора и дистилляторной установки. Особенно много обязанностей у электрика седьмом отсека при объявлении «Срочного погружения» с надводного положения при зарядке АБ и работе 2-х генераторов на «винт-зарядку». Надо снять нагрузку с генераторов, проследить, чтобы были остановлены дизеля и опорожнились носовые шинно-пневматические муфты ШПМ, дать двумя ГГЭДами (главными гребными электродвигателями) средний ход вперед. Я к чему все это говорю (хотя ПЛПЛ все списаны, и дивизия перестала существовать): введение в штат 2-х трюмных намного бы облегчило выполнение боевых задач, дало возможность нести вахту нормально в
3 смены, т. е. по 8 часов, а не по 12 часов в день.

Незаметно подобралось время докового ремонта. Обычно, когда ПЛ переходила в док из соединения постоянного базирования, внутренние топливные цистерны 1-5 были заполнены топливом, а топливные цистерны 6-11 были замещены водой для обеспечения остойчивости ПЛ на переходе. Здесь, в Росте, переход по морю не нужен, воздуха среднего давления полно, так как по причалу проходила заводская система ВСД, расчет остойчивости показывал, что можно вставать на кильблоки с заполненной водой только ТЦ (топливной цистерны) № 7. Поэтому было принято решение еще у пирса осушить (продуть воздухом) ТЦТЦ №№ 6, 8, 9, 10 и 11, чтобы мотористам в доке было меньше работы. А потом, когда в доке выдуваешь топливо, то всегда бывают следы соляра, составляется акт о загрязнении окружающей среды, а потом дело замазывается при помощи «шила». У нас прошло все гладко.

Строителем на ПЛ был назначен опытный ремонтник Басихин Альберт Степанович, куратором от ТУСФ (технического управления Северного флота) - офицер ремонтного отдела капитан 3 ранга Воронин С.Я. Со строителем предварительно оговорил все работы, которые необходимо было сделать, исходя из опыта первого автономного плавания, но которые не входили в состав докового ремонта, ТРВ - типовых ремонтных ведомостей на доковый ремонт ПЛ 651 проекта. Офицеры технического управления редко когда разрешали брать в производство работы, не связанные с доком, так как ремонтная база КСФ (Краснознамённого Северного флота) была перегружена и не справлялась с поставленными задачами. На заводе стояло в то время 20 ПЛПЛ, начиная с 613 проекта до моей ПЛ - самой современной дизельной ПЛ на то время, 651 проекта. Были там ПЛПЛ 641, 611, 611АВ, 629, 633 проектов дизельных ПЛ. Строитель Басихин посоветовал заказать ремонт в полном объеме ТРВ (типовых ремонтных ведомостей). Составили акт докового осмотра, представитель ТУ (технического управления) пытался возражать против этого, но мои доводы были железными, и акт был подписан с особым мнением ТУСФ (технического управления

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
3 + 14 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Резиновая лодка Лисичанка "Эрлан". 1-местная
Резиновая лодка Лисичанка "Эрлан". 1-местная

Случайное фото

Удэгейцы