Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев

Собирательство

Еще одна отрасль хозяйства, которой занимались в основном женщины, это сбор дикоросов (ягод, орехов, грибов, лечебных растений). Перечень пищевых ресурсов и лекарственных растений, традиционно используемых удэгейцами и другими коренными народами был широк. В его состав входили черемша, дикий лук, дикий чеснок, ростки и коренья папоротника, осмунды, стебли белокопытника, элеутерококк, аралия, женьшень, листья недотроги, коренья дикой лилии, трава мяты, подорожник, кровохлебка, тысячелистник, лопух, корни бубенчика трехконечного, бубенчика четырехлистного, платикадона крупноцветного, дудника медвежьего, корни и листья бадана, ягоды тиса и бархата, крапива, цветы и листья багульника, василисник альпийский, зверобой, рябинник обыкновенный, репейник, некоторые виды полыни, ветки ивы, ольхи; ягоды шиповника, жимолости, голубики, красной смородины, брусники, клюквы, лимонника, актинидии, винограда, калины, боярышника, черемухи: плоды диких груш и яблок, лещины, ореха маньчжурского; кедровые шишки, еловые почки, смола еловая, пихтовая, чага березовая и др.

Особое место в жизни удэгейцев занимал сбор женьшеня.

Время женьшеневого промысла наступало в конце лета. Удэгейцы ходили за женьшенем в специально подготовленной для этого случая одежде и со специальными инструментами. За корнем ходили только мужчины. Отправляясь за женьшенем, они надевали короткие куртки, кожаную обувь, наколенники из грубой ткани или обертывали голени длинными обмотками. Одежду от сырости предохранял специальный передник. Необходимой принадлежностью корневщика была небольшая кожаная сумочка, в которой хранились огниво и трут, костяная палочка или деревянные рогульки для выкапывания женьшеня, на пояс вешались два ножа, каждый корневщик имел длинный посох, которым раздвигал траву. Выкапывали корень только взрослого растения подходящего размера. Для этого рядом с корнем снимался слой земли, и если корень оказывался маленьким, то земля перекладывалась на прежнее место для возможности дальнейшего роста корня. Растение помечалось оградкой из палочек, либо зарубкой на дереве, обозначавшей, что у этого корня есть уже собственник. А корень рос дальше до нужного размера. Некоторые корневщики специально высевали женьшень в благоприятных для него местах, тем самым пополняя запасы его в природе. Плантации передавались по наследству. Так как корень пользовался большим спросом у китайцев, его сбор имел товарное значение. Но уже в начале ХХ века из-за бесконтрольной добычи женьшеня количество корня резко сократилось и этот промысел утратил свое первостепенное значение.

Такой же товарный характер носил сбор древесных грибов и лишайника.

Грибы собирались в основном для обмена или продажи китайцам, которые их использовали в пищу, а также для приготовления лекарственных препаратов. Во времена тесного взаимодействия с китайцами у удэгейцев во всем Южно-Уссурийском крае существовали специальные «грибовые фанзы», которые специализировались на сборе дубовых грибов (Tremelia sp; китайское название - хай-цай). «В этих фанзах были обширные нары для сушки гриба. С 1885 года промысел этот начинает падать и к 1900 году совсем исчезает. Цена за один фунт сухих грибов на месте 50 коп. Грибы эти увозились в Китай». Сбор грибов и лишайников для товарообмена в целом характерен для удэгейцев этого периода. Сами удэгейцы в пищу их не использовали. «Каменный лишай из группы Parmeliaceae называется китайцами Жин-ту-ни, то есть каменная кожа. Собирается в большом количестве в Засучуанье и отправляется в Китай. Местная продажная цена 7 коп. за 1 фунт». В современных условиях эти грибы не собирают. Удэгейцы на вопрос «Собираете ли вы грибы?» отвечали: «А зачем их собирать, рыба и мясо наша еда». Другой удэгеец пояснил: «Удэегейцы собирали их раньше по разнарядкам от коопромхозов или когда китайцы были - им на продажу». Таким образом, удэгейцы относились к грибам, как многие другие коренные народы, и стали их собирать на продажу, когда появилась такая возможность.
Традиционно удэгейцы собирали черемшу и дикий чеснок. Удэгейский писатель А. А. Канчуга вспоминает: «Я помню, как в тайге в лесу такая поляна полная черемши растет, а я сижу за спиной у матери и вижу, как женщины также с детьми на спине собирают ее. Мне, оказывается, был год с чем-то. Женщины всегда ходили черемшу собирать. Все, кто в куче живет, все идут собирать черемшу - женщины, девочки, девушки». Из черемши делали салаты и добавляли ее к разным блюдам. Дикий чеснок перемалывали, и охотники брали его с собой на промысел.
Удэгейцы хорошо знали полезные пищевые и лечебные свойства растений. Знания о редких растениях и растительных препаратах хранили и передавали внутри семьи, стараясь их не распространять. Это соответствовало принципам традиционного природопользования, вело к сохранению среды и ресурсов леса.
Удэгейцы заготавливали и ели в течение всего года маньчжурские орехи, которые оказывают иммуностимулирующее действие. Багульник собирали до наступления стадии цветения, его использовали для окуривания и в ритуальных целях, а также для дезинфекции во время болезни. Корень элеутерококка применялся для повышения тонуса и иммунитета. Поздней осенью, когда чага (березовый нарост) уже полностью созревала и приобретала черный цвет, ее собирали, заваривали и пили вместо чая. Для облегчения болей в ногах или утомляемости при ходьбе употребляли отвары зверобоя, рябинника обыкновенного, полыни побегоносной, репейника. Корни дудника медвежьего использовались при ревматизме, радикулите и других заболеваниях. Заготавливали также дикий шиповник, виноград, лимонник, смородину.
Сбор дикоросов начинался ранней весной, длился все лето до поздней осени. Весной начинали собирать чеснок, черемшу, папоротники орляк и осмунду, дикую капусту (местное название пучка). Летом - ягоды: жимолость самая первая, затем смородина, голубика, черемуха, брусника, орех маньчжурский, орех кедровый. Осенью - калину, рябину, боярышник, кишмиш (актинидию), дикий виноград, лимонник, шиповник, дикие яблоки и груши и т. д. Поздней осенью и зимой - кедровые орехи.
Большинство удэгейцев не занимались и не занимаются сейчас заготовками на зиму. Они употребляют в пищу только свежие «сезонные» дикоросы, как и остальные продукты. Современные удэгейцы, конечно, под влиянием русской культуры переняли некоторые способы зимних заготовок, консервации. Многие выращивают на приусадебных участках клубнику, смородину, малину.
После организации госпромхозов большое значение приобрел сбор кедровых шишек. До этого их сбор осуществлялся в небольших объемах для питания, но играл важную роль в комплексном традиционном жизнеобеспечении. Основной недостаток кедрового промысла заключается в его нестабильности. Хороший урожай у кедра бывает один раз в четыре года. Но если уж урожайный год выпал, то в ореховом промысле участвует все население. Удэгейцы уже несколько лет вспоминают урожай 2007 года: «Ой, в том году, когда было много кедрового ореха, мы целый год собирали его мешками, машинами вывозили, сдавали, опять шли. Даже зимой и весной собирали, так его было много. Маленькие дети и те ходили со всеми на промысел». Помимо большого значения кедрового ореха для людей, нужно отметить его важность в кормовой базе животных - кабана, медведя, белки и других, которые являются промысловыми животными удэгейцев.
В годы советской власти в госпромхозах сбор дикоросов являлся отдельной статьей дохода. Собирали и сдавали ягоды, лекарственные растения, древесные грибы и другие дары леса. В это же время удэгейцы стали осваивать пчеловодство, до этого добыча дикого меда имела эпизодический характер. Некоторые семьи, занимающиеся пчеловодством, жили возле пасеки вдали от поселков. Они фактически вели традиционный образ жизни, занимались охотой, а дополнительно - бортничеством, мед сдавали в госпромхозы. В этих семьях лучше всего сохранялись знания традиционной культуры и языка.
В настоящее время роль собирательства в разных районах не одинакова и зависит от доступности и обилия природных ресурсов для основных форм хозяйствования. Знания о некоторых растениях исчезают или совсем утеряны из-за своей невостребованнос- ти. Полностью исчезли предметы хозяйственного обихода, такие как плетеные из корней тальника дуршлаги, веялки, корзины, не используются черемуховые стружки, которые применялись ранее в гигиенических целях. Но некоторые виды дикоросов сохраняют свое значение до сегодняшнего дня: например, заготовка и засолка дикого чеснока - характерное занятие многих семей.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
1 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Элька для рыбалки. Резиновые штаны. Резиновые сапоги
Элька для рыбалки. Резиновые штаны. Резиновые сапоги

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии