Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев

Собирательство

Традиционно используемые ресурсы территории вовлечены в хозяйственный оборот в малом объеме. Из-за низкой транспортной доступности большинства промысловых угодий, а также ввиду традиции незначительного использования базовых ресурсов, пищевые ресурсы территории используются всего на 5-7 % от существующего разнообразия видов. Прочие ресурсы (лекарственные, технические) используются еще в меньшей степени. Потенциал этой территории позволяет вести сбор дикоросов в больших объемах без угрозы нанесения ущерба природным ресурсам и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов (Приложение 4).
Участки лиственничных марей богаты голубикой и грибами. Сейчас это места лесного подсобного хозяйства каждой семьи. Заготовки голубики, клюквы, грибов, ведутся только для своих личных нужд. Из них варят компоты, делают варенье, грибы заготавливают (солят) на зиму, из ягод делают начинки для боуза - удэгейских паровых «пампушек». Во времена госпромхоза, когда велись масштабные заготовки дикоросов, в собирательный промысел были вовлечены все - мужчины, женщины, старики, дети. После его ликвидации из-за отсутствия рынка сбыта спрос на дикоросы упал. Целенаправленных заготовок не ведется, не используется разнообразие растительных ресурсов, потенциально привлекательных для дальнейшей переработки и использования в пищевой, фармацевтической и технической сферах. Одно время голубику у общины закупало ОАО «Уссурийский бальзам», предприятие, изготавливающее алкогольные и безалкогольные напитки, но в 2004 г., со сменой руководства, поставки лекарственных трав и ягод были прекращены. В материалах исследования записаны интервью людей, вспоминающих о сборе ягод, кедрового ореха как о коллективных мероприятиях, объединяющих людей. На заготовки всегда ездили или семьями, или бригадами по 5-10 человек. Сегодня, когда начинается ягодный сезон и появляются в поселке первые сборщики, люди объединяются семьями: садятся на лодки и выезжают на мари, места, где находятся ягодные участки. Такие участки за много лет промысла известны каждой хозяйке. Они различаются степенью отдаленности от поселка. Места, расположенные поблизости, опромыш- ляются в первую очередь, для выезда на дальние - необходима кооперация. Пока сбор ягод происходит только для собственных нужд. Собирательством занимаются в основном женщины, дети и пенсионеры.
Сбор грибов ведется также для личных целей. В традиции удэгейцев грибной промысел отсутствовал. Появление его связано с приходом в край китайцев, которые покупали древесные грибы, а затем русских, научивших коренные народы разбираться в грибах и употреблять их в пищу. Сейчас грибным промыслом занимаются в поселке почти все, хотя реально используется лишь небольшая часть видового разнообразия съедобных грибов данной местности. Среди жителей поселка выделяются заядлые грибники и авторитеты в области знания большого количества видов грибов и способов их приготовления.
Отдельное место в традиционном собирательстве отводится женьшеневому промыслу, который является неотъемлемой частью удэгейской культуры. Лечебные свойства олондо, как называли его удэгейцы, известны коренным народам Приморского края с незапамятных времен. Им лечили раны, останавливали кровь, использовали для восстановления сил и придания бодрости, лечили внутренние заболевания. Удэгейцы различали «женский» и «мужской» корень, женским могли лечиться только женщины, а мужским - мужчины. В лечебных целях использовались не только корень, но и листья и ягоды. Ягоды никогда не использовались полностью, часть их всегда закапывалась для воспроизводства в том месте, где было найдено растение.
Временем корневого промысла считается конец августа, когда наверху цветочной стрелки образовываются красные ягоды. Красный цвет хорошо помогает в поиске корня. Однако для профессионалов наличие ягод не является важным. Они могут находить корень только по листьям или соцветиям. Размер корня определяют по количеству листьев на стебле: от одного до пяти (одно-, двух-, трех-, четырех-, пятилистка). Чем больше листьев, тем крупнее корень.
Женьшень растет преимущественно в кедрово-широколиственных лесах с влажной и рыхлой почвой. Чаще всего его собирают на сопках. Различить женьшень среди всего многообразия растений очень сложно, а его биологические способности «засыпать» на несколько лет рождали в головах людей мифические представления об исчезающем корне. Эта же особенность явилась решающей для его выживания во времена наиболее активного сбора корня в конце XIX - начале XX века. В этот период китайские отходники, особенно ценившие и досконально знавшие не только полезные свойства, но и реальную стоимость растения, активно опромышляли большие территории распространения женьшеня в крае. На снижение его численности влияли поборы торговцев и скупщиков, которые требовали с коренного населения корневую плату за различные привозные продукты и товары.

Раньше у удэгейцев корневкой занимались отдельные корневщики-женьшенщики, обладающие набором традиционных знаний и навыков сбора корня. Они считались носителями тайн и секретов удачного женьшеневого промысла. В лесах существовали отдельные плантации, высаживаемые некоторыми аборигенами для своих потомков. Секрет их нахождения тщательно хранился в семье корневщика.
После сселения удэгейцев и образования централизованных хозяйственных структур, сбором корня стали занимается коллективно. Существующий план, который давался госпромхозом промысловикам, приводил к тому, что сбором начинали заниматься все подряд - и профессионалы, и нет. Лимиты, выдаваемые на сбор женьшеня, регулировались государством. А удача становилась коллективной.
Сейчас корневой промысел запрещен. Вместе с его запретом уходит в прошлое целый пласт традиционной культуры удэгейцев. Полевые этнографические исследования показывают, что необходимо объединить усилия экспертов для выработки оптимального правового режима этого промысла. В случаях ведения населением традиционного природопользования их права на природные ресурсы могут регулироваться обычаями, если они не противоречат законам. Нам представляется необходимым установить в этой сфере баланс интересов и выделить определенные квоты на сбор женьшеня для представителей коренных малочисленных народов Севера. Правовая регламентация этого вопроса с учетом традиций и обычаев аборигенов позволит избежать нарушений, так как «запрет без меры» приводит к негативным последствиям.
По словам охотоведа общины А. В. Кудрявцева, основная проблема, влияющая на стагнацию собирательного промысла и отсутствие должного использования пищевых ресурсов, это отсутствие рынка сбыта. Объемы, которые может заготавливать община, незначительны, несмотря на большие возможности промысловой зоны, как по биоразнообразию, так и по количеству возможных заготовок. Крупные предприятия могут закупать гораздо больше продукции. В советское время проблема решалась кооперацией госпромхозов, ведущих заготовку дикоросов, а также функционированием единого координирующего органа, занимающегося сбором и сбытом сырья, поставляемого госпром- хозами. Современные реформы экономической системы нарушили старые сложившиеся хозяйственные связи, не создав новых рынков сбыта. Мелкооптового покупателя найти на сегодняшний день не удается. Большие надежды община возлагает на развитие проекта по освоению пищевых ресурсов территории ОПЗ, богатой ягодами, лекарственными растениями и кедровыми орехами. Ситуация с рынками сбыта диктует необходимость перехода от поставщиков сырья к производителям продукции. В собранных интервью обсуждались планы создания небольших предприятий с установкой упаковочных линий для переработки биологически активных растений, изготовления фиточаев и выпуска уже готовой продукции. Заинтересованность людей в таких предприятиях высока. Это поможет активизировать и общинников, и других жителей поселка, решить вопросы занятости и социальной защищенности, основанной на традиционных промыслах.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
5 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Резиновая лодка Лисичанка "ЯЗЬ". 2-местная
Резиновая лодка Лисичанка "ЯЗЬ". 2-местная

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии