Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев

Средства передвижения

Стойбища удэгейцев располагались в бассейнах рек, которые служили удэгейцам не только источником рыбных ресурсов, но и основными транспортными артериями. Передвижение по ним осуществлялось на традиционных плавательных средствах - больших лодках-долбленках (батах), управляемых шестами. В такую лодку помещалось целое семейство со всем хозяйством. У удэгейцев были также и маленькие индивидуальные лодки оморочки, используемые для охоты и передвижения по небольшим протокам и ключам. В. К. Арсеньев отмечал: «Лодка ороча - все его достояние. Это вторая жена, вторая душа. Ружье и лодка - это его хлеб и самое ценное имущество».
Изготовление лодки было важным делом, которое определялось не только профессиональными навыками, но и анимистическими представлениями удэгейцев. Нужно было подобрать нужное дерево. «Изготовляется бат из тополя (амигда), достигшего возраста 250-300 лет. Обычно толщину дерева удэгейцы определяют на глаз или расстоянием от локтя согнутой к груди руки до кончиков пальцев, вытянутой в сторону другой руки. Найдя дерево необходимых размеров, удэгеец валит его в нужную сторону, а в пень втыкает веточку того же дерева. Веточка символизирует душу дерева (соогини)». Если веточку воткнули, значит, дерево не умрет, а хозяин лодки не перевернется в ней и не погибнет. Из поваленного бурей или выброшенного из воды дерева лодку изготавливать было нельзя, оно считалось умершим, и его дух уже был в загробном мире.
Бат использовался преимущественно для перевозки грузов, управляли им два человека: один стоит на корме, а другой на носу управляет шестом, отталкиваясь от дна. Другое средство передвижения - оморочка. Это - основное индивидуальное средство передвижения во время охоты в летнее время и межсезонье. Она тихо и беззвучно скользит по протокам, позволяя охотнику незаметно подойти близко к зверю на водопое или во время кормежки водорослями («речной лапшой», как говорят удэгейцы). В оморочке караулили зверя во время ночной охоты по протокам. Для гребли использовались специальные короткие весла.
Особое умение должно быть, чтобы удерживать равновесие и владеть искусством управления этими лодками. Удэгейцы начинали пользоваться лодками с детства. Делались оморочки индивидуально, как кому удобней - «под себя», для их изготовления использовали липу или тополь. «Из них получаются самые легкие лодки, и эти породы легче всего обрабатываются. Меняли оморочку только, когда износилась старая лодка, а старой пользовались “до самых дыр”».

Сейчас бат, или, как его еще называют, ульмага, изготавливается из досок, и передвигаются на такой лодке с помощью мотора. Делают это аборигены с не меньшим совершенством, чем в прошлые времена, так как скорость течения и своенравие рек заставляют их постоянно доказывать свое умение.
Основным средством передвижения удэгейцев во время зимнего охотничьего промысла были лыжи. Традиционные лыжи хорошо приспособлены для передвижения по гористой и лесной местности. Это еще одно замечательное изобретение «лесных людей». Изготавливались лыжи из трескуна амурского - «он самый крепкий и легкий, также использовали дуб, пихту, черемуху, а за неимением всего перечисленного, березу». «Подбивались лыжи камусом так, чтобы ворс направлялся от начала в конец лыжи. Это давало возможность спокойно подниматься в гору, не боясь скатиться вниз». Такой тип лыж сохранился и используется в настоящее время некоторыми удэгейцами во время охотничьего промысла, являясь более доступной альтернативой современным лыжам, выпускаемых промышленными предприятиями для охоты. Также этот тип лыж превосходит современное лыжное оборудование по своей универсальности, проходимости и энергосохранным (тратится меньше энергии на передвижение по гористой местности) свойствам. Один охотник рассказывал, что никакие современные лыжи не могут заменить ему традиционных, изготовленных своими руками, ведь они были изобретены его предками специально для местных условий.

Такое отношение к сохранившемуся традиционному средству передвижения часто наблюдается среди удэгейских охотников, продолжающих использовать его для зимней охоты.
С традиционными промыслами коренных народов связаны различные изобретения. Некоторые из них, такие как заплечные носилки (сина, или поняга), применяются бикинскими охотниками до сегодняшнего дня. Как отмечают исследователи, они являлись обязательной принадлежностью удэгейца-охотника и использовались для переноса грузов по тайге.

Носилки были нескольких видов, самые распространенные - заплечные - назывались по-удэгейски сина. Это локальное удэгейское изобретение, второе их название - поняга, сейчас встречается повсеместно на Дальнем Востоке. Носилки использовали как мужчины, так и женщины. В документальном фильме об удэгейцах «В дебрях Уссурийского края», который был снят в 1928 г. режиссером Александром Литвиновым и под редакцией В. К. Арсеньева, показано, как женщина удэгейка использует первый вид носилок для переноса добытой мужем разделанной туши кабана. В поселке Красный Яр заплечные носилки сина (поняги) используются охотниками и сегодня как удобная альтернатива рюкзакам. «Я могу свободно идти по тайге с пустыми руками, а когда добуду зверя, тут же из веток сооружу понягу, привяжу мясо и понесу домой или в барак. У нас все знают, как она делается»

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
2 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Одноместная гребная B 190
Одноместная гребная B 190

Случайное фото

Удэгейцы