Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев | Религиозные верования и обряды

Тигр в удэгейской культуре

Тигр в удэгейской культуре - это не просто сильное и опасное животное, в его образе сочетаются разные пласты анимистических верований. С тигром связаны религиозные представления, в которых он выступает священным родственником некоторых удэгейских фамилий. По некоторым данным, первоначально тигр был тотемным животным у бикинских удэгейцев рода Канчуга, у орочей - рода Еминка, у нанайцев - Актенка, позднее этот тотем распространился и на другие роды уссурийских народов. Но не только представители этих родов почитали тигра. Все коренные народы Приморья и Приамурья к тигру относились как к могущественному покровителю и защитнику, у которого можно попросить помощи и удачи. В отношениях с ним существовала такая же регламентация поведения, как и среди родственников. Удэгейские правила предписывали, что только член рода, связанный узами мифического родства с тигром, мог брать часть его добычи безнаказанно. На тигра распространялся обычай кровной мести: если он нападал или убивал кого-то из удэгейцев, то члены пострадавшего рода должны были мстить «провинившемуся» животному, которым, по их представлениям, завладел злой дух. Только в таком случае можно было убить тигра. В других случаях священное животное не убивали. В представлениях и обрядах, связанных с тигром, сочетаются древнейшие тотемические представления и элементы промысловых культов.
В более позднее время к тигру стали относиться как к хозяину тайги или как к мудрому учителю. «У нас тигр, как Бог, умный и справедливый» , - описывал тигра один удэгейский охотник. Образ тигра как хозяина тайги и зверей широко распространен в промысловых ритуалах коренных народов. Он мог наказать за несоблюдение норм обычного права, определить, добрый или злой человек пришел в лес. «Если тигр ревет так, что уши закладывает, значит, он выгоняет тебя. Или человек сделал, что-то плохое. С тайгой надо быть честным», - рассказывает про взаимоотношения с тигром нанайский охотник Михаил Дункай. Если тигр и человек охотятся на одно и то же животное, то преимущество всегда остается за тигром. Тем, кто соблюдает эти законы, всегда, по словам охотников, «фарт» (удача) будет. Отношения с тигром нередко построены на взаимопомощи. Про тигра рассказывают разные охотничьи истории. Такой рассказ был записан в 2009 г. во время полевых исследований: «Один раз охотник заметил, как медведь шел за тигренком, и убил этого медведя. А тигрица, видимо, заметила. Так потом охотник в этот же день увидел прямо на тропе изюбря. Хотел согнать, а изюбрь стоит, палкой махнул, а он стоит, как корова, не сгонишь. Так как соболей он в этот день наловил, мясо тоже было - обошел его и пошел дальше. Как пришел домой, спросил у бабки, а она ему говорит: “Это тигр тебе благодарность послал”». По обычаям удэгейцев здорового тигра нельзя преследовать и стрелять в него. Того охотника, который стрелял в тигра и промахнулся, будет всю жизнь преследовать неудача в промыслах. А тот, который поделился добычей, будет иметь «фарт» в охоте. Если тигр задавил кого-то, то охотник не идет в ту сторону. По представлениям удэгейцев, брать добычу тигра строго запрещается, но нами было записано одно правило взаимоотношения с тигром, где говорится, что «брать добычу тигра можно, если очень нужно, но только голову всегда надо оставлять “хозяину”мяса. Иначе тигр придет к твоему дому за “рогами”». Это рассказ был записан со слов одного охотника из рода Канчуга, и, возможно, подобное правило распространяется только на представителей родственного тигру рода. Вместе с тем в этом случае мы видим характерное для обычного права соотношение запрета и меры, гибкость и адаптивность традиционных норм.

Удэгейцы считали, что тигр может быть не только добрым, но и злым. Аборигены были убеждены, что во втором случае действиями тигра управляет дух Амба, который относится к пантеону злых духов. Иногда Амбой называли и самого тигра, несмотря на то что в удэгейском языке для его обозначения используется отдельное слово - куты или Куты Мафа. А. Ф. Старцев приводит сведения о том, что удэгейцам нельзя было говорить и вспоминать на ночь о тигре, иначе могла быть беда. Больной или раненный тигр, представляющий опасность для людей, тоже называется Амба. Таких тигров удэгейцы убивали из-за их опасности для человека. «Раненый тигр всегда придет за своим обидчиком, и если он решил его убить, то непременно убьет». Удэгейцы с детства учатся относиться к тигру с почтением, жить с ним в мире.

Образы промысловых животных, согласно анимистическим воззрениям, обрастали сакральными чертами, им приписывались сверхъестественные качества и человеческие свойства. Определенные органы животных охотник употреблял в пищу, веря в то, что некоторые их полезные свойства перейдут к нему. Сейчас охотники также широко используют в своем рационе внутренние органы животных. Чаще всего их применяют в лечебных целях, зная о пользе для здоровья того или иного субпродукта. Так, удэгейцы пьют кровь только что убитых животных для поднятия тонуса, придания силы и бодрости организму, повышения работоспособности и общего целебного воздействия. Они также едят свежие внутренние органы животных, богатые витаминами и ферментами, в лечебных целях используют сырой костный мозг, желчь медведя и кабана, вытяжки из хвостов, пантов и жил изюбра. Например, хвост изюбра считается большим лакомством, на которое рассчитывают многие члены семьи. Раньше его могли употреблять только мужчины, для женщин он был табу. Как сейчас смеются местные охотники, «видимо, из-за того, что он очень маленький, вкусный и полезный. Если бы еще нужно было им делиться с женщинами, то самому охотнику ничего бы не досталось». Нам приходилось наблюдать, как маленький хвост опаливался над костром, чистился и разрезался на множество кусочков, за которыми приходили все охотники, находившиеся на зимовье, нахваливая его вкус. Изюбриный хвост употреблялся в пищу для поднятия иммунитета, улучшения обмена веществ и увеличения «мужской силы», а также являлся важным источником витаминов. Вытяжки из хвостов засушивали, а полученная масса являлась деликатесом для детей и взрослых.

Мясо изюбря, пятнистого оленя, косули также используется в пищу в сыром виде, что является отличительной чертой традиционного питания. Мясное блюдо тала - сырое, мелко нарезанное мясо - вводится в детский рацион почти с грудного возраста, а для взрослых является особо ожидаемым охотничьим трофеем. Оно употребляется как в чистом виде, макая в соль и перец, так и перемешанное с мелко нарезанным репчатым луком, что является более поздним введением в традиционную рецептуру. В прошлом лук заменяла черемша (дикий чеснок).

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
11 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Элька для рыбалки. Резиновые штаны. Резиновые сапоги
Элька для рыбалки. Резиновые штаны. Резиновые сапоги

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии