Главная | Сочинения о кузнецкой земле | Научно-исследовательские работы | Юридические отношения членов общины

Торговля в Салаире

Торговля в Салаире производится из лавок и на площади съестными припасами; съезжие базарные дни бывают по пятницам, субботам и воскресеньям. Всей торговлей в руднике Салаирском заправляет купец-монополист, имеющий годового оборота тысяч на 80, который исключительно снабжает товарами как мелких торговцев из Салаира, Гурьевского и деревни Урской, так и занимающихся развозным торгом8.

До 1877 года, когда не было в Салаире ссудо-сберегательного товарищества, нуждающиеся получали деньги под верные залоги по 2% в месяц у двух или трех ростовщиков; с учреждением товарищества крестьянам открылся кредит, так что на первое января 1880 г. состояло членов в товариществе 267 человек, из них с полными паями 82, с суммой на 4000 рублей и разными паевыми долями 185 человек, с суммой 2465 рублей 79 копеек. Годовой оборот товарищества в 1879 году простирался на 66932 рубля 84 копеек, дивиденда выдано 12% за исключением расхода на управление и прочее отчислено 5% с общей прибыли в запасной капитал.9
Позволим здесь коснуться некоторых сторон быта крестьян Салаирского рудника. Салаирцы большей частью роста среднего, лицо имеют суровое, неулыбающиеся, холодны, как тот камень, который приходится им долбить, большей частью молчаливы, сосредоточены, но остроумны; чтобы ответить, за словом в карман не полезут и скажут слово нежно и остроумно; мускулы имеют крепкие и упругие, особенно в руках, чисто стальные; телосложение имеют хотя сухопарое, но крепкое; цепки как кошка, на ногу очень легкие; сметливость, ловкость и находчивость во время опасных работ также качества не чуждые салаирцам. Женщины в особенности отличаются энергией, но красивых как женщин, так и девушек нет. У детей развито стремление к самостоятельности, так что большинство из них, как только достигнет до совершеннолетия, то старается поскорее жениться и отделиться от родителей. Такой характер салаирцев сложился вследствие исторических причин. Прежде в обязательное время нужно было бороться за существование с условиями обязательного труда; а чем может бороться слабый с сильным, как не хитростью и обманом, и оттуда ложь чрезвычайно развита в салаирцах, так что бывали примеры, что некоторые из салаирцев принимали ложную присягу в делах уголовных. Когда же обязательное время кончилось и отпустили на волю, то заботиться о салаирцах было некому, хотя и в обязательное время мало об них заботились. Тут опять пошла борьба из-за хлеба насущного и о платеже податей и повинностей. Школа, кроме грамотности, не могла дать ничего, хотя обязательная школа и дала большей части Кузнецкого округа волостных и сельских писарей.

На работу в горе салаирцы надевают пониток, холщевые штаны и рубаху, на голову какую-нибудь шапку, а на ноги обутки; обыкновенное же платье у салаирцев летом пальто и брюки из какой-нибудь шерстяной или бумажной материи, а зимой - шуба баранья, тоже крытая. В праздничное же время салаирцы одеждой щеголяют: большинство из них надевает драповые пальто, визитки, пиджаки и брюки с жилетом, на головах суконные фуражки, а на ногах опойковые сапоги с калошами; зимой можно видеть на многих
мерлушчатые шубы11, крытые драпом. Женщины носят ситцевые, шерстяные
и шелковые платья, бурнусы и шубы на вате или на каком-нибудь меху. Как в праздники, так и в будни салаирец не прочь выпить водки и даже напиться и в пьяном виде попеть песни, поругаться и даже подраться. Некоторые из них пьют несколько дней, так что одурят; от этого и в таком виде взять салаирцу топор или ножик ничего не стоит и угрожать им своим близким и не близким и даже нанести в это время раны, увечья и самую смерть; также для салаирца ничего не стоит потом от всего отпереться, что ничего не помнит, если есть уличающие свидетели; но если таковых нет, то совсем от всего отречься. Произвести кражу со взломом лавки, амбара и т.п. салаирец также сможет, но так, что и конца не найдешь, хотя эти кражи и производятся сообща несколькими; одним выгодно, что они за полцены берут краденное; другие участвуют в кутеже на покраденные деньги; а третьи, хотя и знают, но боятся донести потому, что их за это может постигнуть поджег сена или дома или зарезание скотины. В этом случае существует крепкая связь между салаирцами. Но к чести их надо отнести, что за последние пять лет не было ни одного убийства с целью грабежа, а если и было два или три убийства, то во время ссоры в пьяном виде, а не с корыстной целью. Дети также идут по стопам родителей: своровать, сделать пакость и отпереться, также обмануть для ребенка 10 и 11 лет ничего не стоит; в 12 лет он уже ходит на разбор, курит табак и пьет водку, а девушки, как бывали примеры, в это время бывали растлены. Также есть примеры, что пожилые и со средствами вдовы имеют любовников - молодых людей, лет 16 или 17, на своем содержании. Также бывали случаи, что жены от тяжелого житья бегали от мужей, но их отыскивали и опять приводили, а также, чтобы избавиться от мужей, жены их отравляли филичевой травой или дурманом, а также расправлялись ножом или топором. Старики с благодушием вспоминают про старое время, когда были строгости, и что ныне молодой народ избаловался, перестал почитать стариков. «Вот», - говорят они, - «Свободу-то дали для того, чтобы ходить в кабак, да мошенничать». Добрые люди, они никак не могут понять, что тут не свобода виновата, а виною тому другие причины: во-первых, много свободного времени оттого, что мало заработков, а если есть, то очень дешевые; во-вторых, нет знаний и не откуда их приобрести; в-третьих, дешевизна содержания. С одной стороны невежество, бедность, худой пример, нет никаких облагораживающих развлечений: ни воскресных классов, ни чтений, ни театров для рабочего люда, и мастеровой поневоле ищет развлечений в кабаке, где пропивает и заработок свой, и здоровье, и предается разврату; с другой стороны возможность заработать несколько копеек на дневное пропитание заставляет салаирца не дорожить деньгами, а излишек от пропитания пропивать; если же он заработать не может, то везде есть возможность украсть, при легкости сбыта краденного и при боязни доказать на вора, - все это толкает салаирца на путь порока.

Легкость заработка увеличилась в последнее время еще хищнической разработкой золота вследствие того, что золото в частные руки идет по 3 рубля 50 копеек и 4 рубля за золотник, а казна платить 2 рубля. Уследить же за хищниками13 нет никакой возможности вследствие местных условий, так как чернь в ширину слишком 60 верст, а в длину от Егорьевского промысла до Кузнецка в 200 верст; на таком пространстве залегают золотоносные россыпи и очень богатые. Сколько же нужно объездчиков, чтобы следить за хищниками?
Чтобы поднять здешний край, нужно, во-первых, развить горное дело, чем увеличится заработок и поднимется материальное состояние салаирцев; во-вторых, так поставить образование в школе, чтобы оно соответствовало потребностям края; а в-третьих, дать народу какое-либо развлечение, понятно, разумное и отвлечь его от кабака. Теперь же желательно ввести хотя бы кооперативные общества, так как торговый класс, не имея конкурентов, берет большие проценты на товар, и весь заработок крестьянина идет в карман купца.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
11 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Резиновая лодка Лисичанка "Чайка". Полутораместная
Резиновая лодка Лисичанка "Чайка". Полутораместная

Случайное фото

Рыбалка в Норвегии