Главная | Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин | Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев

Традиционные экологические знания

Народные знания являются неотъемлемой частью традиционного образа жизни народа. Они вырабатывались, развивались и использовались на протяжении длительного периода. Частично унифицируясь и преобразуясь, они сохраняются и продолжают функционировать в повседневной жизни коренных народов.
Без народных знаний будет неполным понимание традиционного природопользования, а аборигены именно в нем демонстрируют особые умения и технологии, обычаи и традиции. Традиционные знания проявляются в хозяйствовании, во взаимодействии с окружающей средой, способствуют устойчивому и долговременному использованию биоресурсов. В научной литературе они выделяются как критерий, определяющий особый правовой статус коренных народов. В первую очередь эти знания определяют особую связь аборигенов с землей. При анализе правового положения коренных народов мы исходим из того, что их традиционный образ жизни определяется их особыми знаниями об окружающем мире и о своем месте в нем.
Не случайно Т. Инголд в работе, представленной в 2004 г. на ICASS V (Пятом конгрессе социальных исследователей Арктики) и названной «Манифестом северной антропологии», пишет о необходимости установления диалога между традиционными и научными знаниями о Севере. Он подчеркивает, что для коренных жителей Севера земля не объект. Это источник поддержания жизни. Они живут внутри земли, а не на ней. В процессе движения по земле они скорее не создают новые знания о земле, а вспоминают их, и поэтому не земля принадлежит им, а они принадлежат земле. Необходимость выработки общего знания особенно важна в правовой сфере. Такой подход соответствует принципам международного права, отраженным в Конвенции 169 МОТ, в которой подчеркивается значение обычного права этих народов для их правового статуса. Не нужно забывать, что Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в истории государства закрепила гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).

В соответствии с российским законодательством, именно традиционное природопользование определяет статус и регламентирует права коренных малочисленных народов в соответствии с принципами международного права. Знания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, также как и знания коренных народов мира, признаны мировым сообществом как общечеловеческое культурное достояние, имеющее немаловажное значение для устойчивого развития.
Согласно Конвенции МОТ 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» в качестве основополагающей характеристики коренных народов указывается, что их «положение регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством». «При применении к соответствующим народам национальных законов должным образом учитываются их обычаи и обычное право. Указанные народы имеют право сохранять собственные обычаи и институты, если они не противоречат основным правам, определенным национальной правовой системой и международно-признанным правам человека». Ценность и значение традиционных знаний и природопользования как части общечеловеческой культуры и части стратегии сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия закреплены в 8 статье Конвенции о биологическом разнообразии, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В ней признается, что «коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики».
Возможность учета обычаев, традиций и обычного права этих народов провозглашена и в федеральном законодательстве России последних лет, что подтверждает провозглашенные в Конституции Российской Федерации гарантии защиты прав коренных малочисленных народов в соответствии с принципами и нормами международного права. В законодательстве Российской Федерации обычаи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определяются как «традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни». Необходимо подчеркнуть, что согласно статье 2 ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования может осуществляться как законами и иными нормативными актами, так и обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации.
В таких случаях речь идет правовых обычаях, которые отличаются от просто обычаев рядом признаков юстициабельности, из которых важнейшим является санкция. Таким образом, источником обычного права является обычай, за несоблюдение которого установлено наказание. Обычное право - обязательное и широко известное правило поведения многократного применения, адресованное всем участникам правового общения. Обычай может сохраняться в традиции долгое время, иногда люди уже и не помнят, как и почему он возник, но вера в необходимость следования ему настолько велика, что он неукоснительно соблюдается. Причем санкции за его нарушение могут быть как общественными, так и сверхъестественными.
Обычно-правовое регулирование в традиционной среде строилось на соотношении меры и запрета. Мера определяет отношение носителей традиционной культуры, в данном случае удэгейцев, к природе, окружающему миру, тайге, то есть к исконной среде обитания. Эта норма определяет, как себя надо вести, устанавливает рамки использования ресурсов. Объясняя эту норму, удэгейцы говорят: «Это наш завтрашний день». Они знают, что природные ресурсы имеют существенное значение для выживания, и выработали для регуляции их использования традиционные экологические нормы. Обычное право представляет собой разработанную систему запретов. Дети в традиционном обществе с первых лет жизни знают, что нельзя делать. Нельзя плевать в воду, нельзя брать больше, чем тебе надо. Аборигены говорят, что так делать - «грех». В обычно-правовой системе есть отличительная особенность запретов: иногда они могут нарушаться, соблюдается «мера в запретах». Например, удэгейцы не охотятся на чужих участках, запрещено брать зверя из чужой ловушки, но если человек ничего не поймал за целый день и ему не с чем вернуться домой, он может взять на участке у другого охотника добычу, которую потом будет обязан ему вернуть. Если в такой ситуации охотник убил зверя на чужих угодьях, то для предотвращения конфликта он должен отдать часть добычи хозяину промысловой территории, на которой ему повезло. Обычно, если тигр охотится в лесу и оставляет часть добычи, охотники ее не трогают. В критической ситуации, говорят удэгейцы, можно взять часть тигриной добычи, «объяснив ему свое бедственное положение». В разговоре с удэгейцами можно услышать такую фразу: «если нужно, то можно». У людей, которые руководствуются в своих действиях подобными правилами, должно быть очень четкое представление о мере. Традиционная культура удэгейцев строится на этом представлении, такое правило они унаследовали от предков и именно поэтому смогли сохранить природу Уссурийского края. Обычное право, являясь частью традиционных знаний аборигенов, позволяет им жить в мире природы и в мире людей, устанавливать отношения добрососедства и неистощительного ресурсосберегающего природопользования.
У удэгейцев сложилась система охотничьих правил и норм, которые они неукоснительно соблюдают в лесу. На охоту ходили только тогда, когда заканчивалось мясо от предыдущего промысла. А во время промысла брали столько, сколько можно съесть. «Когда находишься в тайге, то для еды бьешь коз, их хватит поесть. А изюбря бьешь, когда едешь домой. Там уже его делишь», - рассказывает Клим Канчуга., удэгеец, охотник из общины «Тигр». В книге А. А. Канчуги много зарисовок из жизни удэгейцев в тайге на промысле, например: «...подсчитав, кто сколько ленков съест на обед, они поднимались на оморочке и кололи ленков, пасущихся возле косы».
Ресурсы охотничьего промысла использовались полностью. Характерной особенностью традиционного природопользования является его практическая безотходность: кожа животных и рыб шла на изготовление одежды, из рыбьих костей варили клей, из костей животных изготавливали орудия труда и другие предметы материального быта, украшения, жилы шли на нитки, субпродукты использовались в приготовлении пищи и для кормления собак. Если потребности в каких-то продуктах в данный момент нет, то, как рассказывали краснояровские охотники, «шкуры и неиспользуемые внутренности закладываются под пень, где охотится соболь или другая живность - пусть едят и размножаются». Один из «законов тайги» гласит: «В тайге все делятся, сытый ты или голодный». Эти правила, выработанные в ходе многовекового взаимодействия человека с природой, сохраняются до сегодняшнего дня. Удэгейцы XIX века объясняли их так: «В этом мы видим очень разумный запрет, не допускающий хищничества и бесцельного убиения зверя». «Ведь тайга - это наша жизнь, жизнь наших детей», - так говорят современные удэгейцы.

Взаимоотношения в обществе также регламентировались правовыми обычаями. Мирный характер удэгейцев отмечен многими исследователями края. Они владели промысловыми участками и не вступали в конфликт за ресурсы, так как унаследовали эту традицию от отцов и дедов. Почти каждый удэгеец знает, на какой реке и на каких лесных участках вели промысел его предки. Знание своей родословной помогает в решении возникающих споров. Нормы обычного права определяют границы угодий: при распределении земли не устанавливаются жесткие границы территорий.

Прозрачность границ является характерной особенностью традиционного природопользования. Если зверь заходит на соседнюю территорию, где охотится другой охотник, конфликта не возникнет, тот, кто гонит зверя, может свободно добить его там, где будет удобно. Это норма. И чтобы восстановить нарушенный порядок, охотник просто должен разделить добычу с хозяином участка.
Действие обычного права распространялось на религиозные и духовные представления народа. Удэгейцы включали себя в общую систему взаимоотношений со всем живым в окружающем их мире. Нормы, существующие в человеческом сообществе, транслировались на сообщество зверей, птиц и т. д. Например, если тигр убил кого-то из близких, то за это члены пострадавшего рода имеют право его убить. Это обычай кровной мести. После убийства животного конфликт считался решенным. В данной норме сочетаются представления о сверхъестественном - вера в родство людей и тигров, и сугубо прагматичное соображение: если тигр напал на человека, значит, он ранен и представляет опасность.
В сохранении исконной среды обитания удэгейцев большое значение имели экологические нормы. Они вырабатывались на протяжении длительного времени, передавались от поколения к поколению и заключаются в бережном отношении людей к природе. Эти нормы частично описаны в работе Т. Ю. Сем и продолжают регулировать традиционное природопользование всех коренных малочисленных народов Дальнего Востока.

1. Природа - это живое существо, подобное человеку, к которому необходимо относиться как к живому организму.
2. От природы можно взять лишь столько, сколько это необходимо человеку для своей жизни и жизни его семьи. Добыча сверх нормы приведет к наказанию «хозяином природных богатств».
3. Нельзя оставлять непотушенным костер или огонь в тайге, на природе, чтобы не нанести ущерб ее богатству и человеку. Допустивший это человек в прошлом изгонялся из общины.
4. Нельзя загрязнять реку, воду, озера, ручьи отходами добычи.
5. Нельзя без нужды рубить деревья, так как они живые существа; их хозяин накажет за это человека, не даст возможности добывать в тайге зверя.
6. Нельзя выщипывать у живой птицы перья и пух, в противном случае это скажется на самом человеке: он будет мучиться от болей, которые испытывают при этих действиях птица или животное.
7. Нельзя выкалывать глаза у животного и совершать какие- либо действия, направленные на мучение этого животного, так как «лесной дух» накажет таким же образом и человека.


Удэгейцы в совершенстве разработали систему обычно-правового регулирования природопользования, и они хотят ее сохранить в регулировании отношений, возникающих при закреплении за ними территории традиционного природопользования и при заключении договора аренды ОПЗ. Традиционные нормы имеют четкую экологическую направленность и именно поэтому они соответствуют правовой системе государства, если оно провозглашает приоритет защиты окружающей среды. Авторам экспертизы представляется очень важным включить эти положения не только в текст экспертизы, но и использовать при разработке типового Проекта освоения лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Традиционные знания удэгейцев должны учитываться при всех планах лесопользования на территории их проживания. Они уже доказали свою верность, ведь именно регулируемое ими традиционное природопользование сохранило уссурийскую тайгу и ее обитателей.
Традиционные народные знания удэгейцев, в первую очередь экологические, соответствуют доктрине устойчивого развития и отвечают положениям Конвенции о биологическом разнообразии. Это те нормы, которые передаются из поколения в поколение, остаются в памяти и практике коренных народов независимо от внешних экономических и политических изменений. Определяющими чертами обычно-правовой системы коренных малочисленных народов Севера, в том числе удэгейцев, являются гармоничное сочетание запрета и меры при использовании природных ресурсов, проницаемость границ при выделении земельных участков, сочетание прав владения, пользования и ответственности за те территории, на которых они живут и занимаются традиционным природопользованием.
От зависимости к ответственности за среду обитания - так оценивают некоторые ученые изменения, произошедшие во взаимоотношениях человека с природой. Когда человек пассивно употреблял продукты, добываемые из окружающей среды, он являлся «вписанным в природу». С усовершенствованием орудий труда человек становится менее зависимым от нее, происходит процесс перехода к производящему хозяйству, и вот здесь для борьбы с экологической угрозой, исходящей от неумеренного пользования и растущих потребностей, нужно использовать в разрабатываемых стратегиях традиционные знания коренных народов.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
5 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Надувная подушка для резиновой лодки
Надувная подушка для резиновой лодки

Случайное фото

Удэгейцы