Главная | История одного подводника

Третье боевое дежурство

Пройдя Баренцево, Северное моря и Северную Атлантику, ночью подошли к Гибралтарскому проливу. Командир высунул перископ и провозгласил: «Огней, как на Невском!» Акустики постоянно докладывали о шуме винтов справа, слева, по носу. Считали обороты линий валов у проходящих судов и кораблей. Нам дали рекомендации пройти в Средиземное море под двумя «средний вперед». Вскоре обнаружили такой объект, у которого обороты совпадали с нашими. Подстроились под него и вместе с ним прошли Гибралтар. Средиземное море в сентябре теплое, нагрето за летние безоблачные месяцы ярким солнцем. В надводном положении при зарядке АБ выходил иногда посмотреть на черное небо всё в звездах. Красота! Теплынь! Отсеки вентилировались, поэтому во время зарядки жары особой в прочном корпусе не было, хотя забортная вода была более 20 градусов. Но зато после погружения, особенно после

ПЛ 651 проекта, пройдя Баренцево, Северное моря и Северную Атлантику, ночью подошли
к Гибралтарскому проливу.

работы двух, а иногда и трёх дизелей, в шестом отсеке находиться было невозможно. Температура доходила до 60 градусов, железо интенсивно отдавало тепло. На этот раз пресной воды было на ПЛ предостаточно, поэтому для мотористов мы её не жалели. С мытьем забортной водой тоже проблем не было, душ пятого отсека работал обычно всю ночь, вода в душе была отличной 50-60 градусов. Но отмыть грязь от ГСМ (горючесмазочных материалов) в солёной воде было невозможно. Мыло в ней не «мылиться». Стали искать способ помывки экипажа пресной водой. И нашли простое решение вопроса. При погружении ПЛ после зарядки АБ влажность в отсеках была 100%, да и температура в неэнергетических отсеках была под 30-40 градусов. Стали использовать систему кондиционирования воздуха без пуска холодильных машин СПМХМ-ФУ-90. Пускали насосы НЦВ 40/40, и забортная вода подавалась к воздухоохладителям системы кондиции. Таких воздухоохладителей с осевыми вентиляторами на ПЛ было 19 штук. Они снижали температуру воздуха в отсеках, а заодно и влажность, а поддоны их наполнялись чистейшим дистиллятом. Промыли, прочистили поддоны и при погружении в первые 3-4 часа собирали воду в ДУКовские 30-литровые мешки. Воду копили в пятом отсеке в душевой. И при очередном всплытии стали мыться этой водой. Собранной таким образом воды хватало на мытье одной боевой смены. А это означало, что через два дня на третий все могли помыться с мылом, шампунем. Более месяца, пока находились в Средиземном море, никто не жаловался на отсутствие воды: она текла рекой, все ходили чистыми, опрятными, побритыми.

По приходу в полигон патрулирования (по карте это под каблуком сапога (Италии)), проанализировав довольно-таки интенсивное использование его кораблями стран НАТО, решили, погрузиться после очередной зарядки АБ на полных 5 суток. Решили тщательно осмотреть всю матчасть и подготовить её к переходу в базу постоянного базирования в очень неблагоприятных условиях ноябрьского Заполярья. АБ мы загрузили в начале года, была она надежной, ни одного элемента с ВКЗ (внутренним коротким замыканием) не было, да и ёмкость ее составляла 3000031000 ампер-часов одной группы. Водород выделялся при разрядке током большой величины, а мы планировали ход под ЭДЭХ (электродвигателями экономхода), поэтому не предусматривали работу вентиляторов и печей дожигания, что также шло в зачёт экономии ампер-часов. Планировали обучить экипаж использованию РДУ - регенеративных двухъярусных установок и банок с патронами регенерации В-64. Погрузились на глубину 150 м, удифферентовали ПЛ, и под одним электродвигателем экономхода со скоростью 2,2-2,4 узла стали изучать полигон, бороздя его вдоль и поперёк. А забрались мы в самое логово врага, где руководство НАТО и не допускало мысли, что в глубинах находится советская подводная лодка. Скрытно добраться до этого полигона было трудно из-за прохождения Тунисского пролива, он был мелковат, да и средства ПЛО НАТО были всегда готовы поднять на поверхность ПЛ. Когда подходили к Тунисскому проливу, командир собрал всех офицеров на ГКП, проинструктировал, чтобы на ПЛ соблюдалась тишина: никаких лишних хождений между отсеками: никакой работы, создающей шум; быть бдительными на постах и готовыми к изменению хода, курса, глубины. Прозрачность воды позволяет просматривать пролив с самолета, поэтому возможно обнаружение. Обо всех посторонних, подозрительных шумах немедленно докладывать в ЦП. Вероятно, мы прошли благополучно пролив, так как никаких признаков, что нас обнаружили, не было. И ПЛ двинулась в Ионическое море. Во втором отсеке висела карта и заместитель командира по п/ч флажком отмечал наше местонахождение. Матросы с любопытством смотрели на карту: вот бы всплыть и посмотреть на Италию, на пляжи, искупаться БЫ, чтоб остались впечатления о юге, Средиземноморье! «Бы» мешало, мечта была несбыточной.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
7 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Надувная подушка для резиновой лодки
Надувная подушка для резиновой лодки

Случайное фото

Удэгейцы