Главная | Записки охотника, грибника и рыболова | Казачество и экстремизм

Уже близ Ельца остановились у дорожного кафе.

Плотно поели. Сели в «Мерседес» и снова навстречу нам замелькали светофоры и фары встречных машин. Хотя дорога хорошо освещалась, но прохладная, звездная ночь, окутавшая сумраком всю степь, навевала мысль об отдыхе. Водитель мой, начав клонить голову, принял решение — переспать; тише едешь — дальше будешь.
Остановились рядом с заправочной станцией, что неподалеку от города Ливны. Дремали сидя. И уже, когда первые рассветные лучи солнца высветлили автотрассу, Сергей Иванович вновь взялся за баранку.
Обратную дорогу я размышлял обо всем увиденном, услышанном, пережитом за последнюю неделю нашего вития — пребывания со Шмелёвым на — Дону.
Приятно было сознавать, что наши общие цели и задачи были выполнены. Порыбачили, хотя и неудачно, на — Дону — реке. Пообщались с патриотами края: профессором Константином Жижиным, кандидатом наук Александром Морозовым, редактором «Казачьего Спаса», полковником Николаем Дергуновым, писателем Юрием Кругловым. Познакомились с Борисовым — младшим, Олесем. Отдали должное их родственникам и близким. Вместе с Николаем Григорьевичем Бовдурцом посетили могилу лицейско-
го друга Григория Забазнова.

Благодаря мужественному подвижничеству казака Владимира Мелихова, создавшего Еланский и Подольский Музей — Мемориал, открыли для себя трагичную страницу истории казачьего народа.
Наконец, сбылась полувековая мечта побывать в Вёшках — на родине волшебника слова Михаила Шолохова. Более того, случилось то, о чем даже не грезили. К примеру, ни сном, ни духом не ведали, что нас, русских мужиков — пенсионеров, вдруг, зачислят в общественные казаки. Как в 1936 это случилось со Сталиным, Жуковым и Рокоссовским. В Грамоте, выданной Сталину, значилось: «Казак Сталин»
В отличие от вождя, наши грамоты не носили персонального характера, но, тем не менее, подчеркивали нашу принадлежность к роду казачьему.

В этой связи вспоминалась моя встреча с атаманом — руководителем Орловского отдельческого казачьего общества (ОКО), войсковым старшиной Темляком Сергеем Ивановичем. Она состоялась накануне визита с его тезкой — Сергеем Ивановичем Шмелевым на — Дон, а именно, 23 августа 2011 года. Я подарил атаману ряд своих книг, в том числе «Донские тетради». Предложил ознакомиться и очень сетовал, что у нас до сих пор нет хорошей книги об истории Орловского казачества. Будет кстати упомянуть, что Михаил Ильич Борисов (отец Александра) — казак, а родом он из Новосильского района Орловской области. Мы же ничего не знаем о том, как жили — боролись за свои привилегии наши местные казаки.
Атаман Темляк внимательно слушал и кивал, в знак согласия, головой. Сам он офицер-отставник, родом с Урала. Естественно, что он мало знал об истинном состоянии дел в новом для него краю. Но он был твердо уверен, что Россия может быть только великой, единой и неделимой. И только в такой стране будет процветать вместе с другими народами российское казачество. Тому будет способствовать Указ Президента от 26 — го апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов»
О том, как он практически выполняется на примере опыта создания ДКР, мы рассказали в главе «Станица Еланская» и в очерке «Разбуженный Дон», опубликованном в «Донских тетрадях» Если выразить мысль кратко, то оно уляжется всего в одно слово — «Плохо».
Но, если так дело обстоит в «оплоте» казачества, а именно, на
— Дону. Или на — Тереке, Кубани, Дальнем Востоке и на Урале, то, как же в средне — русских областях? Вообще, никуда ни годно. И все-таки подвижки есть. Чтобы доказать это утверждение, достаточно открыть книгу «Казаки в России и на Орловщине» (Орел, издательство «Тургеневский бережок»,1996 г.).
В ней собрано всё «с миру по нитке». Об истоках казачества. Об обычаях предков. Об Уставе, Гимне, Присяге орловских казаков. Всевозможные «Положения, Решения, Обращения». Но, кроме статей: А. Показеева «»Казаки в России» и В. Катанова «России верные сыны», по существу, читать мало что интересно. За исключением поэм того же Василия Катанова «Михаил Шолохов» и «Казаки», все материалы пронизаны политикой.
Чего бы хотелось мне?
Самого простого и понятного каждому несведущему по этой теме читателю — УЧЕБНИКА ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА НА ОРЛОВЩИНЕ. Его могут создать только профессиональные историки — литераторы.
Но совсем не такие авторы — верхогляды, коими полнится книга, как: Строев, Володин, Мерцалов, Мартынов и им подобные политические созерцатели. Они более запутывают проблему казачества, чем проясняют её.
Сам Катанов некогда признался мне, что он слабо владеет тематикой вопроса. Выдающийся краевед, он явил себя скромным философом, заявившим: «Я знаю, что ничего не знаю». Такое же о себе могу сказать и я. Тут нужны молодые и здоровые силы подлинных исследователей — историков, подобно Карамзину или Ключевскому. Но при нашей американизированной (по форме ЕГЭ) системе образования они вряд ли появятся в ближайшем будущем.
Выход один: готовить фундамент для грядущих ученых. Собирать по зернышку практический опыт знаний по данной проблеме. Это важно, хотя бы потому, что казаки — оплот безопасности России. Такими они были, таковыми впредь они должны быть. Судьба же Родины, её возрождение и безопасность её границ не могут быть безразличны каждому честному русскому человеку. И в особенности, молодым патриотам.
Вот с такими мыслями мы с Сергеем Ивановичем Шмелевым, утром 14 сентября 2011 года, и прибыли из донской поездки в славный град Орёл.
Сентябрь 2011 — март 2012 г.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
10 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Надувная резиновая лодка «Лисичанка» - ЯЗЬ
Надувная резиновая лодка «Лисичанка» - ЯЗЬ

Случайное фото

Удэгейцы