Главная | История одного подводника | В запас

В КУВМФ (корабельном уставе ВМФ)

В КУВМФ (корабельном уставе ВМФ) был обозначен межпоходовый ремонт, который предоставлялся кораблю между длительными походами в целях восстановления боеготовности, устранения выявленных во время похода неисправностей, проведения планово-предупредительного ремонта и регламентных работ. Но этот ремонт выполнялся только в умах высшего командного состава. Когда ПЛ приходила из похода, экипаж ехал в дома отдыха и отпуска (офицеры на 3 месяца). ПЛ передавалась резервному экипажу, далеко не совершенному в вопросах эксплуатации и ремонта матчасти. Они отбывали «номер»; подметали за собой, проворачивали механизмы вручную, гидравликой и воздухом, редко в электрическую, но не ремонтировали технические средства. Бывали случаи, когда, наоборот, выявлялись дополнительные неисправности техники ее родным экипажем. Был и так называемый навигационный ремонт, даваемый перед плаванием, навигацией. Но этот ремонт не касался Северного флота, где море не замерзало (а иногда так хотелось, чтобы оно покрылось льдом). Нас гоняли в море в любую погоду: и в стужу, и в шторм, и в метель, когда не видно ни берегов, ни постов НИС. И только через
6 года ПЛ должна становиться в текущий ремонт на СРЗ, через 10 лет - в средний ремонт. Моя ПЛ, как я уже говорил, вошла в состав КСФ 31.12.1964 г., а пришла в завод на текущий ремонт 02.05.1970 г., через 5 лет и 5 месяцев с полностью израсходованным моторесурсом главных дизелей. Основанием для постановки корабля в ремонт может служить и выработка моторесурса главной энергетической установки, у нас - дизелей. Моторесурс до первой переборки составлял 4000 часов, его, как правило, хватало на 4 автономных похода; за 90 суток дизеля нарабатывали по 700800 часов, за год 800-1000 часов. Были случаи, когда ПЛ вырабатывала моторесурс за 3,0-3,5 года при её интенсивном использовании и становилась в текущий ремонт. Но это были единичные случаи. Что я хочу этим сказать? В гражданской энергетике гораздо больше внимания уделяется поддержанию оборудования в исправном состоянии. Энергетики сами зарабатывают деньги для такого обслуживания техники, так как дают народу электрическую и тепловую энергию. Корабли же только защищают Родину, но народ это не ощущает. Армия и флот только потребляют, взамен не давая народу никакого продукта.

И еще один большой больной вопрос на флоте: документация! Помимо документации по специальной, боевой и политической подготовке, эксплуатационных журналов, планов учений, групповых упражнений, тренировок, отчётов в соединении, в ТУСФ и многого другого, на долю офицеров ложится обеспечение корабля ГСМ и техническим имуществом. Отделов материально-технического снабжения на кораблях нет. Все заявки, накладные, акты на списание, ежемесячные отчёты оформляют два офицера БЧ-5, сюда же входит доставка имущества на корабль, хранение, учёт и прочее. На ПЛ до сотни формуляров и паспортов на механизмы, заполнение их, подготовка к заводским ремонтам входит в обязанности офицеров БЧ-5. А конспекты по спецподготовке, по политподготовке? Если нет конспекта, значит ты не подготовился к занятиям, семинарам и всякой другой мути. Ведение журналов, тетрадей, ЖБП ЭМБЧ и корабля занимало много времени. А постановка ПЛ в ремонт? Я вспоминаю времена, когда ещё не было ТРВ (типовых ремонтных ведомостей) и мне в 1961-1962 годах приходилось писать простыни, чтоб отдать в ремонт какой-то механизм. Чтобы отремонтировать помпу надо было писать около полудня, причём все это делать в обнимку с описанием. Сначала рассоединить фланцы на всасывающей и напорных трубопроводах, для чего отвернуть 24 гайки, извлечь 24 болта, заготовить
2 заглушки диаметром 200 мм, просверлив в каждой 12 отверстий диаметром 18 мм, под болты М16 и т.д. Далее следовало отсоединение помпы от ЭД, фундамента, строповка помпы, выгрузка с прочного корпуса, доставка в цех, разборка, дефектация с составлением акта, замена деталей, сборка помпы, опробование на стенде и т.д., и так до бесконечности. То есть записывалась каждая деталь производственного процесса. А это тяжело, так как ты ещё молодой специалист, недавно получивший диплом инженера-механика. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, если не было прототипа, то приходилось сидеть сутками, чтобы написать что-то правдоподобное. Потом всю эту писанину размножал матрос-первопечатник в 3-х экземплярах. Вот такие допотопные времена я застал, когда начал служить на подводном флоте. Позже появились ТРВ на доковый ремонт, на ремонт отдельных механизмов 2П-1, УФП-2, 6МВХ2, ДК-10, ЭК-10, ВЦН-90У, НЦВ-40/40, 40/15, 1ДЛ42, 1Д43 и т.д., но когда не было ТРВ, то приходилось писать простыни на ремонт системы или механизма. Я это дело хорошо запомнил, и работая в ВП (представительстве заказчика), требовал, чтобы к новому механизму проектант обязательно подготавливал и хорошие чертежи с описанием, и типовые ведомости на текущий и средние ремонты, тем более, что власть финансовая была!
Особенно много внимания уделялось документации, журналам, инструкциям, книжкам «Боевой номер» при сдаче задачи «К-1». Всем надо печатать: БЧ 1-БЧ 5, службам, помощнику, старпому, а на ПЛ одна печатная машинка и один матрос-шифровальщик радиодонесений, в заведовании которого находится эта машинка. И этот матрос-бедолага спит при отработке задачи № 1 по 3-4 часа, а 20 часов стучит, как дятел, по клавишам. И это было не в XVIII и XIX веках, а, по крайней мере, до 70-х годов XX века, когда я успел перейти на службу в штаб соединения ПЛПЛ. А офицеры продолжали мучиться с изготовлением инструкций и их размножением. На машинке можно было распечатать при помощи копировальной бумаги 3-4 хорошо читаемых экземпляра. Ошибок в тексте было полно, это к 3-му году службы матрос поднатаревал и уже был знаком с непонятными ранее техническими и подводными терминами. Проходили десятилетия, корабли обновлялись, в космос запускались ракеты, а связь, распечатка и размножение инструкций оставалась допотопной.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
16 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Надувная резиновая лодка «Лисичанка» - ЯЗЬ
Надувная резиновая лодка «Лисичанка» - ЯЗЬ

Случайное фото

Эрлан