Главная | История одного подводника | Третье автономное плаванье

Вибрация появилась сразу после докового ремонта.

Она беспокоила даже вахтенных офицеров, стоящих на мостике, чувствовалась по всему прочному и легкому корпусам. Доложили об этом во все инстанции. Было принято решение ТУСФ прислать виброспециалистов с СРЗ-35 и проверить фактическое состояние дел. Из Росты приехали все, кто являлся крупным специалистом по вибрации от науки и производства, замерили уровни вибрации дизеля в базе при зарядке АБ на разных нагрузках. Обнаружили, что уровень вибрации превышает нормы. Комиссия разработала перечень мероприятий для выполнения силами СРЗ-35, и работы начались. Опытные рабочие-ремонтники проверили центровку линии вала, кое-что подкрутили, подвинтили, водолазы осмотрели винты, стабилизаторы, насадку винта и передали мне акт, что замечаний при осмотре не обнаружено, все в норме! Замеры вибрации в базе показывали, что уровень вибрации находится на пределе нормы. Пришли к заключению, что плавать можно. Вышли в море, и проверили вибрацию в подводном и надводном положениях. Комиссия пришла к заключению, что выход ПЛ в автономное плавание возможен. Мне было сказано: «Не надо гнать панику. Все окей!» Мне хотелось написать в акте особое мнение, но этого я не сделал, так как величины уровней вибрации были в соответствии с руководящим документом. Мнение в команде разделилось: одни говорили, что вибрация стала меньше, другие, к которым относился и я, считали, что вибрация осталась на прежнем уровне.

Как я и думал, впоследствии никакого окей не получилось. Окей остался на базе, на берегу, я же с командой прочувствовал все «прелести» вибрации и ее последствий в автономке.

На нашей ПЛ еще в 1966 году была открыта чудодейственная сила эпоксидной смолы. Применяли ее для устранения неисправностей: заделки трещин и негерметичности трубопроводов и в титановых газоотводах. Моряки научились готовить смолу и использовать ее с различными наполнителями, использовали ее и для изоляции кабелей и электропроводов. Из-за вибрации образовывались трещины в титане, и хотя теория говорила, что в условиях тряски и вибрации смола срабатывала плохо, но на сутки-другие она позволяла приводить матчасть в рабочее состояние. Трубопроводы со свищами, куда невозможно было одеть бугеля, обматывались бинтом, пропитанным эпоксидной смолой и она «держала». В смолу поверили, и она вдалеке от плавмастерской помогала экипажу выходить из безвыходных положений, работала как сварка, и не подводила. Внутри прочного корпуса все, что можно и даже нельзя заделывалось при помощи смолы. А смола была в ЗИПе к АБ 30/3 и ее на ПЛ было предостаточно. Это на ПЛ с кислотной аккумуляторной батареей (АБ 60 СМ-11) давали одну упаковку смолы на автономное плавание.

По мере расходования дизельного топлива ДС, топливно-балластные цистерны превращались в обычные ЦГБ. Израсходовав 12 ТБЦ, решили продуть ее воздухом высокого давления системы аварийного продувания. Когда используешь ВВД, всегда включаешь «Каштан» для связи с отсеком и чтобы слышать, что происходит в отсеке. При продувании в трубопроводе аварийного продувания 12 ТБЦ по правому борту произошел дизельный эффект, как взрыв. Все хорошо, что хорошо кончается! Когда я и командир ПЛ пришли в седьмой отсек, то увидели впечатляющую картину: трубопровод от бортового клапана аварийного продувания по длине примерно 2 метра полностью обгорел, как будто его нагревали газорезкой, хотя до этого он был белого цвета с красными полосами. Если бы произошла разгерметизация трубопровода и обрыв от клапана АП, можно было ожидать и пожара, и коротких замыканий в сетях, а главное - гибели личного состава, несущего вахту на посту ДАУ (дистанционного автоматического управления). Опять пронесло! Я слышал о таких случаях и ранее, поэтому после использования топлива из ТБЦ системой аварийного продувания без особых надобностей не пользовались, а если пользовались, то редко и продували систему порциями, хотя конструктивно была и вначале работала система предварительного продувания трубопровода аварийного продувания, а затем срабатывал быстродействующий клапан ВВД и воздух большой порцией поступал в ТБЦ. Случались и гидроудары в системе аварийного продувания ЦГБ, в которых топлива не было, например ЦГБ № 8, т.е. в центральном посту. Гидроудары были такими мощными, что пробка, приклеенная и удерживаемая материей, многократно окрашиваемой за время эксплуатации ПЛ, отлетала от металла прочного корпуса. Впредь стали осторожнее использовать систему аварийного продувания балласта при всплытии в позиционное положение, продувая ВВД малую и всю среднюю группы ЦГБ. Личный состав, находящийся на боевых постах предупреждали о продувании балласта и приказывали уйти из расположения системы АП. Невозвратные клапаны АП при эксплуатации стали часто подводить, и на это надо было обратить самое пристальное внимание в доковом ремонте, включая их в ремонтные ведомости, т.к. в ТРВ (типовых ремонтных ведомостях) на доковый ремонт их не было.

Матчасть продолжала подводить и работала с перебоями. Спасибо, что хоть дизеля не ломались. Зато часто приходилось ремонтировать захлопки, системы и газопроводы дизелей. Вели журнал неисправностей, вначале записывали мелкие замечания, но потом поломки стали существеннее и серьезнее, а так как многое зависело от экипажа, его подготовки и отработки, то в журнал стали вносить поломки, не зависящие от личного состава, не в моих правилах было чернить своих подчиненных, да и себя в том числе.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Введите символы с картинки
1 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Резиновая лодка Лисичанка "Чайка". Полутораместная
Резиновая лодка Лисичанка "Чайка". Полутораместная

Случайное фото

Удэгейцы